Пару слов о детской ортопедии
Хотела написать вначале про деский сон, но потом решила забросить на блог информацию про детскую ортопедию. Ведь это очень и очень важно.
Что это за специальность – детская ортопедия? Как проводят обследование врачи-ортопеды? Какие заболевания могут выявить сами родители, а какие только с помощью врачей? Что должны знать родители, отправляясь с ребенком на прием к ортопеду? На эти и другие вопросы постараемся ответить в данной статье с помощью доктора медицинских наук Крючок В.Г.
В современном понятии ортопедия – это наука, изучающая врожденные и приобретенные заболевания опорно-двигательного аппарата (костей, суставов, мышц).
Еще не так давно (20-30 лет назад) ранним лечением детских ортопедических аномалий считали такое, которое начиналось на первом году жизни ребенка. В настоящее время, по общему признанию, ранним следует считать лечение только в том случае, если оно начато в первые дни и недели жизни. Если лечение своевременно не начато, деформация в связи с быстрым ростом ребенка неизбежно прогрессирует, возникают трудности в консервативном лечении и нередко приходится прибегать к оперативному вмешательству. Своевременно начатое лечение во многих случаях дает возможность уберечь ребенка и в последующем взрослого человека от инвалидности.
Первый осмотр ребенка с целью выявления ортопедических заболеваний производит врач-неонатолог в роддоме. При выявлении симптомов каких-либо заболеваний опорно-двигательного аппарата, не требующих срочного лечения, врач-неонатолог рекомендует матери обратиться с ребенком к ортопеду в возрасте 1 месяца. Если у ребенка выявлена, например, врожденная косолапость. то лечение необходимо начинать как можно раньше. При наличии ортопеда в родильном доме лечение может быть начато сразу после установления диагноза, то есть на 2-3 сутки жизни ребенка.
На мой взгляд, обязательные осмотры ортопеда целесообразно производить в возрасте 1 мес. и 4 мес. Эти сроки отражают различные возрастные периоды развития ребенка. Если при осмотре в возрасте 4 мес. никакой патологии не выявлено, то дальнейшие профилактические осмотры с целью выявления ортопедических заболеваний можно не производить до конца первого года жизни.
Прием у детского ортопеда
Прием у ортопеда начинается с выяснения состояния здоровья матери и отца ребенка, особенностей наследственности. Очень важно знать, как протекала беременность (были ли нервно-психические потрясения, травмы, инфекционные, простудные заболевания, не получала ли мать в первые недели беременности лекарства; если получала, то какие, кто их назначал, врач или она сама и т. п.). Затем следует выяснить продолжительность течения беременности, предлежание плода (головное, ягодичное, ножное), были ли осложнения в родах (наложение щипцов, оживление младенца и т. п.). Уточняются данные о том, на каком вскармливании находится ребенок (на искусственном или естественном), когда начал держать головку, сидеть, ползать, стоять, когда прорезались первые зубы, сколько их на момент осмотра и т.п.
Осмотр детей в возрасте до года проводят на пеленальном столике. Ребенка надо положить на спину. Исследование начинается с осмотра формы головы, ее положения, держит ли ее самостоятельно, не запрокидывает ли; лица (отмечается его симметрия), шеи; особое внимание обращается на состояние грудино-ключично-сосцевидных мышц (нет ли уплотнений, укорочения одной из их ножек). Затем проверяют форму грудной клетки, объем движений верхних и нижних конечностей. Особое внимание уделяется отведению в тазобедренных суставах, симметричности бедренных складок, положению стоп (приведение переднего отдела стопы, пяточная установка стопы и т. п.). Затем, уложив ребенка на живот, следует проверить симметрию ягодичных складок. Если ребенок уже сидит (6-7 мес.), следует отметить состояние позвоночника, не отклоняется ли он в сторону, нет ли патологических выступов позвонков, определить тонус мышц и тургор тканей. При отсутствии вопросов у родителей на этом профилактический осмотр детей до года заканчивается.
Перед посещением ортопеда родители сами могут осмотреть ребенка в той же последовательности и, если возникнут вопросы, например, по форме стоп или по асимметрии складок на бедрах, эти вопросы следует записать и при встрече с врачом задать их.
В принципе, родители сами могут заметить некоторые отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата. Наибольшую трудность для выявления составляет определение состояния тазобедренных суставов. Здесь без помощи врача никак не обойтись. Ортопед обращает внимание на длину конечностей, их форму, симметричность складок на бедрах, движения в тазобедренных суставах. Особенно важно дать оценку возможности отведения бедер, определить, нет ли ограничения отведения или, наоборот, повышенной подвижности в тазобедренных суставах. При выявлении таких симптомов врач обычно назначает рентгенографию тазобедренных суставов.
Однако по рентгенограммам, выполненным в возрасте 1-3 месяца, часто бывает очень сложно поставить точный диагноз. Это обусловлено тем, что на рентгенограммах видны только костные ткани, в то время как у ребенка в таком возрасте значительную часть тазобедренных суставов занимают хрящевые ткани, которые на рентгенограммах не определяются. К тому же маленькому ребенку трудно произвести рентгенографию в правильной укладке.
В последние 20 лет в странах Западной и Центральной Европы внедрен ультразвуковой метод диагностики, позволяющий оценивать состояние таких видов тканей, как мышцы, капсула сустава, хрящевая ткань. Этот метод стал основным при диагностике дисплазий тазобедренного сустава у детей на первом году жизни. Более того, в этих странах ультразвуковое исследование (УЗИ) производят всем детям в возрасте 1 мес. и 4 мес. для выявления скрытой дисплазий. У нас этот метод пока не получил достаточного распространения.
Ну вот пожалуй и достаточно для первого раза про детскую ортопедию. Оставайтесь с медицинскими советами, до скорых встреч! В ближайшее время заброшу немного материала про сон у деток.