Особенности развития ребенка от 1,5 до 3х лет
Данный возрастной период является периодом действий, ребёнок исследует мир. В этом возрасте нормально для ребёнка «набивать себе шишки». Набивая себе шишки, ребёнок познаёт границы и делает выводы.
Ребёнку в этом возрасте необходима поддержка взрослого. Ребёнку нужно донести словами «Ты можешь исследовать, экспериментировать. Я буду поддерживать тебя. Ты можешь делать всё столько, сколько тебе нужно. Я люблю тебя, когда ты активен и когда ты спокоен. Ты нам очень дорог».
Ведущие потребности ребёнка раннего возраста – потребность в самостоятельности, в общении (чаще всего с родителями). Общение для ребёнка – источник познавательного и эмоционального развития. Взрослый выступает как образец для подражания, руководитель, источник эмоциональной поддержки. На 2-3 году жизни возникает новый вид деятельности ребёнка – игровая. Родитель может помочь зарождению игры – подобрать игрушки, подходящие предметы, показать игровые действия, разнообразить игру, способствует становлению навыков лепки, рисования, конструирования. Родитель также создаёт благоприятные условия для развития речи: говорит чётко и ясно, комментирует словесно бытовые ситуации, обращается к ребёнку с просьбами, вопросами, требующими вербального ответа.
Данный возрастной период является периодом мышлений. Ребёнок делает выводы. В этот период ребёнку говорить ребёнку «Я рада, что ты начинаешь думать сам». Все позитивные послания в адрес ребёнка необходимо давать, когда родители в хорошем эмоциональном состоянии.
Поведение ребёнка «ситуативно», «импульсивно», он ещё не умеет владеть своими эмоциями. В конце этого периода наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребёнок. Он пытается сделать что- то самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого. В такой ситуации возможна эмоциональная вспышка. Аффективные вспышки легко гасятся, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют. Кроме того, ребёнка раннего возраста легко отвлечь (предложить заняться с ним чем-то интересным).