Гендерное воспитание: основа основ или средневековый пережиток?
Когда ребенок появляется на свет, так хочется, чтобы он рос счастливым, здоровым, довольным своей жизнью, чтобы легко находил контакт с людьми, чтобы был любим и успешен. Многие родители считают, что залог успешной жизни – это гендерное воспитание. С детства, осознав свою принадлежность к сильным мужчинам или красивым женщинам, обучаясь навыкам и умениям, присущим своему полу, ребенок вырастет гармоничной личностью и с легкостью отыщет свое место в жизни. Так это или не так?
Кукла Маша и желтый пистолет
В детстве у меня был пистолет. Пластмассовый и желтый. Распустив волосы, нацепив драные джинсы и положив указательный палец на спусковой крючок, я воображала себя хулиганкой, бандиткой и пираткой. Смотрелась в зеркало, дорисовывала себе синяк под глазом и млела от восторга.
Мы ждали гостей из другого города – мамину подругу с сыном моих лет (а было нам с ним тогда лет семь или восемь). О, как я хотела встретить гостей в своем бандитском наряде! Чтобы мальчик увидел меня и сразу понял, что я «свой парень», а не какая-нибудь там кисейная барышня.
Но мне не повезло. Гости приехали, когда я гуляла во дворе, в красивом платье, с косичками, чистенькая и аккуратненькая девочка-припевочка. Пришлось явиться в таком виде и выслушивать восхищенные комплименты.
Мальчик-гость оказался хорошим, спокойным, миролюбивым. Мы с ним много играли. Правда, не в пиратов и не в бандитов. И желтый пистолет не пригодился. Потому что больше всего мальчик любил играть – не поверите – в куклы. Дома у него таких игрушек не было, так что он отрывался по полной с моим многодетным семейством пупсов. Кормил, поил, спать укладывал. Только просил, чтобы я его маме не рассказывала. Он же мужчина. Ему же нельзя.
Не плачь, ты же мальчик!
Как только ребенок рождается, его сразу начинают воспитывать и растить по особым гендерным правилам. Начинается это еще в роддоме, когда мальчиков укутывают в голубые одеяльца, а девочек – в розовые. Цвет пеленок и распашонок, длина стрижки, «правильные» игрушки, стереотипы поведения – все это детям диктуется и порой даже навязывается.
Девочкам – куклы и коляски, мальчикам – солдатики и машинки. Девочкам – красное и розовое, мальчикам – синее, серое и черное. С девочками больше нежничают, на мальчиков чаще покрикивают. «Прекрати рыдать, ты же мужчина!» «Не лезь в грязь, ты же девочка!»
Казалось бы, нет ничего плохого в том, что девочек призывают быть аккуратными и нарядными, хозяйственными и умелыми, а мальчиков – смелыми и сильными, терпеливыми и сдержанными. Но в том-то и дело, что всех под одну гребенку не причешешь. Разве не бывает чувствительных и нежных мальчишек, которые не любят футбол и игры в войну, а хотят тихонько сидеть и читать или рисовать в альбоме? Разве не бывает девчонок, которые терпеть не могут кукол, предпочитая играть с друзьями-мальчишками в «казаки-разбойники» и гонять на велосипедах, пока не стемнеет? Отважная летчица Амелия Эрхарт в детстве обожала ездить на лошади, плавать и стрелять из винтовки.
Модельер Ив Сен-Лоран в детстве мастерил куколок, шил им костюмы, рисовал декорации для кукольных спектаклей.
Похоже, родители будущих знаменитостей не слыхали о гендерном воспитании. А может быть, просто не подавляли интересы своих детей и позволяли им жить так, как нравится.
Разные или одинаковые?
Так может быть, навязывание детям мужских и женских ролей – в корне ошибочно? Может быть, стоит полностью отказаться от разделения по полам и обращаться с ребенком, не акцентируя его принадлежность к сильной или прекрасной половине человечества?
Такие эксперименты проводились в педагогике. И провалились. Потому что мальчики и девочки все-таки разные. Это заложено в их темпераментах, в физиологии, это проявляется от рождения. И как бы старательно не пытались родители и воспитатели «уравнивать» детей, ни одинаковая одежда, ни обезличенные игрушки все равно не помогали. И даже если мальчику и девочке дать в руки обычную деревянную чурочку, то девочка даст чурочке имя и станет ее укачивать и кормить, а мальчик превратит деревяшку в пистолет или подводную лодку и отправится на поиски приключений.
Такие различия обусловлены физиологически и психологически. У мальчиков и девочек развитие и созревание мозга происходит разными темпами, разные навыки и умения формируются не одинаково, не одинаково происходит восприятие пространства, времени, коммуникаций между людьми.
Мальчикам по душе подвижные игры, соревнования на скорость и меткость. Охота на мамонта, в общем. Усаживай его за чтение или рисование, ругай и увещевай, а он мысленно уже экспедицию на Северный полюс организовывает или пиратский корабль на абордаж берет. Недаром мальчики с детства отлично ориентируются что в городе, что в лесу. А девочки охотно рисуют, шьют, нянчат кукол, нижут бусы, готовы часами сидеть и развивать мелкую моторику. Мальчик же если и усядется ненадолго, то разве что ради конструктора и создания какого-нибудь затейливого робота или самолета-парохода, с которым потом можно покорять неизведанные пространства дома или дворы.
Воспитывать или не воспитывать?
Само по себе гендерное воспитание – не добро и не зло, а обычная, выработанная веками система воспитания, призванная взрастить из мальчиков и девочек не лишь бы кого, а «правильных» мужчин и женщин. И здесь, как в любой системе, важен баланс, важны логика и правильные акценты.
Часто родители и воспитатели допускают грубые ошибки, следуя на поводу у стереотипов. Как будто какие-то посторонние люди лучше знают, каким должен быть ваш собственный, единственный и неповторимый ребенок, и в чем эта пресловутая «правильность» заключается.
Как-то в воскресенье утром мы услышали крики и плач на улице. Выглянув в окно, увидели такую картину: отец учил кататься на двухколесном велосипеде сына 4-5 лет. Мальчик то ли боялся упасть, то ли еще не успел понять, как правильно крутить педали, в общем, велосипед не ехал. И отец мальчика очень переживал по этому поводу. Плачущий, нерешительный сын его явно раздражал. Может быть, отцу даже было стыдно перед прохожими, что он растит такого нюню. «Не реви! Ты же мужик! Едь давай!» – кричал он. Мальчик плакал. Страх не лучший учитель. Возможно, если бы отец сказал сыну что-то подбадривающее, показал бы, что верит в него, то педали поддались бы скорее.
Но, к сожалению, многие мужчины ошибочно считают, что с мальчиками не нужно разговаривать ласково, на мальчиков нужно только кричать. «Нечего с ними сюсюкаться, мы же хотим вырастить мужика, а не девчонку-недотрогу». В результате же вырастает неуверенный в себе, затюканный подросток, у которого куча комплексов и совершенно испорченные отношения с отцом…
Не лучше порой обстоит дело и с девочками. Искренне веря в то, что главное в женщине – красота, многие матери с младенчества наряжают своих дочерей и требуют от них всегда выглядеть идеально. Смешно? Да не очень. Когда маленькую девочку выпускают во двор в белых колготках и нарядном платьице и строгими окриками запрещают подходить и к песочнице, и к горке… Когда подросшую девочку то и дело шпыняют за то, что она слишком много ест и толстеет или сутулится, или отказывается надевать купленные мамой наряды…
Внешность – это, безусловно, важно. Но не лучше ли было бы воспитывать в девочке не умение «чистить перышки», а стремление быть доброй, умной, думающей, развивать такие чувства, как самоирония и здравый смысл? Да нет, с гендерной точки зрения белые колготки куда важнее.
Так как же быть?
Воспитание ребенка – это сложно и всегда непредсказуемо. Не запрограммируешь ведь: так, сегодня мой сын начнет здороваться с соседями, через неделю освоит велосипед, а к следующему месяцу начнет открывать перед мамой и бабушкой дверь и помогать им нести тяжелые сумки. Каждый ребенок – это личность со своими собственными, неповторимыми и вполне обоснованными привычками, страхами, принципами. Кто-то не любит заговаривать с малознакомыми взрослыми, кто-то боится ездить на велосипеде или вздрагивает от звонка в дверь, а кто-то «мало каши ест и не вырастет солдатом». И если давить, заставлять, приказывать, вынуждая ребенка действовать так, как вам кажется правильным, то это не приведет ни к чему хорошему…
В воспитании детей главным принципом должен быть врачебный: «не навреди». И в тех вопросах, которые не принципиальны, детям нужно давать свободу самовыражения, право на личное мнение. Здесь важно отделить зерна от плевел.
Чистить зубы, не смотреть мультики слишком долго, есть овсянку по утрам, не обсыпать других детей песком – это нужно, это не обсуждается. А вот, какую одежду надевать, в какие игры играть, какие читать книжки – это ребенок может выбирать сам.
Приучая ребенка к нормам поведения в обществе, к навыкам гигиены и самообслуживания, вежливости и дисциплины, не стоит оперировать такими понятиями, как «ты же девочка» и «ты же мужчина!». Быть аккуратным и чистоплотным – хорошо вне зависимости от пола, это приятно и самому человеку, и окружающим. Быть хорошо одетым, иметь хороший вкус нужно не для того, чтобы найти себе мужа побогаче, а для того, чтобы нравиться себе и посредством одежды выражать свою индивидуальность.
Бояться чего-то не стыдно, даже если ты мальчик. Просто страхи мешают нам жить, и именно поэтому хорошо было бы от них избавляться, преодолевать себя, расширять свои границы. Уметь готовить вкусную еду не мешало бы научиться не потому, что «ты будущая жена и мать», а потому, что жизнь непредсказуема и нужно уметь позаботиться о себе самому, и это касается не только девочек.
Такие разумные аргументы, обоснования и мотивы помогут ребенку гораздо больше, чем гендерные призывы. А еще нужно помнить о том, что всем людям требуется разное время для обучения и освоения новых навыков. То, чему вы когда-то научились за день, у вашего ребенка может занять месяц. И это нормально. Нормально и то, что он хочет слушать музыку, которая вам кажется шумом, или носить одежду, которая вам кажется скучной или кричащей. Это его выбор, его жизнь. Вы можете тактично сообщить свое мнение, но не считать это мнение единственно верным.
Все просто. Чем больше решений ребенок принимает самостоятельно с раннего детства, тем проще ему будет, став взрослым, быть ответственным и самостоятельным человеком. Да, именно – человеком, личностью. И гендерные различия тут ни при чем.
Уважаемые читатели! Как вы воспитываете своих детей? Есть ли особенности и отличия в воспитании сына и дочери? Делитесь житейской мудростью в комментариях.