My Life
  • Главная
  • Контакты
  • Главная
  • ДЕТИ
  • Возрастные и индивидуальные особенности развития детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет)

Возрастные и индивидуальные особенности развития детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3–4 года)

Возрастные особенности детей четвёртого года жизни. Младший д ошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью фи зического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и коорди нированными становятся движения.

С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содер жании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрос лыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте - предметно-действенное сотрудничество.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что дей ствия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных

видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в по вседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с

заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, не сформированности произвольности поведения ребёнок быстро отвле кается, оставляет одно дело ради другого.

У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со

взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаи модействие со взрослым, который является для ребёнка гарантом пси хологического комфорта и защищённости. В общении с ним малыш по лучает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познава тельные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают

первые «творческие» объединения детей. В игре ребёнок берёт на себя

определённые роли и подчиняет им своё поведение.

В этом проявляется интерес ребёнка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открыва ются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисова нии, конструировании) происходит знакомство ребёнка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопостав ляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное.

Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по

внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепри нятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).

В основе таких представлений лежит не выделение общих и существен ных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию

или имеющих общее назначение.

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте проис ходят существенные изменения в развитии речи: значительно уве личивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых выска зываниях.

Достижения в психическом развитии ребёнка создают благоприят ные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появ ляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подра жании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выпол нение определённого задания.

Основные задачи развития:

  1. Развитие потребности в активной двигательной деятельности, сво евременное овладение основными видами движений, освоение элемен тарных навыков личной гигиены.
  2. Обеспечение познавательного развития детей, обогащение пред ставлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любозна тельности.
  3. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмо циональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.
  4. Обогащение опыта самопознания дошкольников.
  5. Обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничества.

В период с 3 до 6–7 лет он с помощью взрослого и самостоятельно осваи вает разные виды индивидуальных и коллективных игр. Каждый вид игр вносит свой вклад в развитие познавательной и творческой актив ности, становление детской личности и её отношений с миром, специ фически влияя на формирование предпосылок учебной деятельности как ведущей деятельности следующего возрастного периода.

Формирование у детей позиции субъекта игровой деятельности

предполагает использование пошаговой педагогической технологии,

обеспечивающей нарастание их игровой самостоятельности и творче ства. По мере взросления воспитанников и овладения ими сложными видами игр меняется игровая позиция взрослого: он последователь но выступает как носитель нового содержания игр и игровых умений, соигрок (партнёр), координатор игровых замыслов детей, наблюдатель за играми и помощник-консультант в случае возникновения затрудне ний.

Гибкая тактика руководства детской игровой деятельностью явля ется одним из основных условий, способствующих успешному и полно му раскрытию её богатого воспитательного, развивающего, социализи рующего и адаптирующего потенциала.

Игра для детей четвёртого года жизни – своеобразная «экспери ментальная площадка» для знакомства с предметным и социальным миром, опробования себя и определения границ своих возможностей, реализации индивидуальных потребностей и проявления задатков бу дущих способностей.

Для того чтобы сообщество детей четвёртого года жизни стало игра ющим, требуется направленное педагогическое влияние.

Главными педагогическими задачами являются:

  • оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогаще ние их игрового опыта;
  • расширение детских представлений о предметах, событиях и явле ниях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;
  • поощрение инициативы детей при развёртывании индивидуаль ных, парных и коллективных игр;
  • создание условий для проявления детьми игровой активности в те чение дня и др.

Виды игр; игровая тактика педагога

Детей 3–4 лет интересуют и увлекают разнообразные игры «экспе риментирования» со специально предназначенными для этого игруш ками, несложные сюжетные самодеятельные игры. Взрослый пред лагает разнообразные обучающие (автодидактические предметные,

сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные) и досуговые игры

(игры-забавы, развлечения, отдельные празднично-карнавальные

игры). С его помощью дети осваивают некоторые народные игры обря дового, тренингового и досугового характера.

Под руководством взрослого и самостоятельно дети учатся отра жать в играх несложный сюжет, представленный рядом последова тельных действий. Постепенно игра становится не столько сюжетно - отобразительной, сколько сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевые игры помогают детям усвоить назначение и свойства предметов, понять логику простых жизненных ситуаций (кормим куклу обедом, купаем медвежонка, идём в гости и т.д.). В таких играх ребёнок выражает свои эмоции и чувства, что в определённой мере позволяет ему в реальной жизни справляться с трудными ситуациями.

Важно учить детей вступать в игровые диалоги сначала в парной игре

с воспитателем, а затем со сверстниками, поощрять проявления добро желательности в отношении партнёра по игре. Если ребёнок испытыва ет затруднения в общении с другими детьми по ходу игры, воспитатель включает его в игру постепенно: сначала играет с ребёнком сам, а затем уже предлагает играть с другими детьми, учитывая при этом симпатии ребёнка, его индивидуальные особенности и игровые интересы.

Воспитатель привлекает детей к участию в совместных с ним играх по

сюжетам на темы окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, по ездка на транспорте), а также по сюжетам литературных произведений

(сказки «Теремок», «Репка», «Машенька обедает» С. Капутикян, «Мой Мишка» З. Александровой, «Айболит» К. Чуковского). Педагог форми рует умения принимать игровую роль, выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью; поощряет игровую самостоятельность и инициативу, попытки подбирать атрибуты для роли и недостающий игровой материал, обозначать словом игровые действия, связанные с ролью. Взрослый поощряет использование предметов-заместителей (палочка – градусник, кубик – мыло), их поиск и применение в самодея тельных детских играх. К концу четвёртого года жизни появляются ре жиссёрские игры, которые представляют собой разыгрывание тех или иных ситуаций в воображаемом плане с помощью игрушек и овладение «речью» от их имени.

Накопление и обогащение игрового опыта дошкольников при под держке воспитателя происходит в разных видах игр. Так, с помощью обучающих (дидактических) игр дети осваивают систему сенсорных эталонов, решают соответствующие возрасту мыслительные задачи, связанные со сравнением и анализом формы, величины, цвета предме тов, их расположения в пространстве и т.д. В играх с дидактическими материалами они учатся действовать в соответствии с простыми игро выми правилами, подчиняться очерёдности их выполнения при играх в парах и в подгруппе.

Взрослый поощряет самостоятельные игры с элементарными прави лами. Существенное значение в воспитании начальных волевых проявле ний и навыков произвольного поведения приобретают подвижные игры.

Они помогают дозировать двигательную активность детей в течение дня

и включаются как в регламентированную (специально организованные

занятия), так и свободную детскую деятельность (прогулки, развлечения

и праздники, досуг). Такие игры носят несложный характер: дети пока

ещё не обладают способностью удерживать «в уме» большое количество

правил и последовательность их выполнения. Поэтому педагог организу ет игры на основе 1–2 правил, требующих одновременных и поочерёдных

действий (по сигналу воспитателя): «Догоните меня», «Наседка и цыпля та» и др. Предлагаются игры на выполнение разнообразных общих движе ний: ходьба, бег, подпрыгивание и т. д. а также игры для развития тонких

дифференцированных движений пальцев и кисти рук (пальчиковый игро тренинг). Общей целью подвижных игр является не только укрепление

здоровья и правильное физическое развитие детей, но и развитие поло жительных эмоций, получаемых от выполнения различных движений, со вместной игры со сверстниками.

Вторая половина дня пребывания ребёнка в детском саду наполня ется досуговой деятельностью игрового характера – играми-забавами,

играми-развлечениями и празднично-карнавальными играми.

В такие игры часто включаются образные, народные и музыкальные

игрушки, персонажи кукольного театра и герои литературных произ ведений. Объединение выразительного движения, художественного слова, музыки, пения и элементов игры помогает постепенно приоб щить дошкольников к музыкально-ритмическим и театрализован ным играм, простым играм-драматизациям с понятным и интерес ным для них сюжетом.

Рациональная организация и динамичное изменение предметно игровой среды в группе является основой для детского игрового твор чества. Воспитатель подбирает соответствующие возрасту и потребно стям детей данного возраста игрушки и игры, заботится о регулярном обновлении игровой атрибутики, наличии полифункциональных игро вых материалов, дозирует меру и характер своего влияния на самодея тельные детские игры, создаёт условия и «настрой» на игру в течение всего дня пребывания детей в детском саду.

Воспитание и развитие личностных качеств

Воспитание ребёнка, развитие его личностных качеств обеспечива ется всей системой работы детского сада. В этом случае физическое и социально-личностное развитие, игровая и познавательная деятель ность, организация всей жизни ребёнка являются средствами воспита ния.

Жизнедеятельность детей организуется в соответствии с принципа ми гармоничного воспитания, предложенными В.А. Петровским:

  1. Учёт психологического возраста детей. В первые 7 лет ребёнок проживает три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определённым шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать, преобразовывать и ра ционально осваивать мир.
  2. «Открывающаяся перспектива». Завершение того или иного акта деятельности должно нести в себе стимул для постановки новой цели и задачи, вопросов к взрослым, выдвижения гипотез; открывать новые горизонты деятельности.
  3. «Равноценность основных сфер». Согласно этому принципу, каж дому ребёнку должны быть предоставлены возможности для освоения основных сфер жизнедеятельности («природа», «рукотворный мир», «общество», «я сам»).
  4. «Свободный выбор». Если взрослый стремится что-то внушить ребёнку, то это должно иметь прямое отношение к формированию ба зиса личностной культуры. За пределами этой задачи ребёнку ничего не вменяют в обязанность, ничего не внушают. Он располагает правом самоопределения, свободного выбора (что, как и с кем он будет делать и т.п.).

Процесс воспитания осуществляется по двум направлениям. С одной

стороны, воспитатель обогащает представления детей об окружа ющих его близких людях (в детском саду, семье), помогает понять их действия, чувства, проявлять по отношению к ним эмоциональную от зывчивость. С другой стороны, воспитатель помогает ребёнку разо браться в собственных чувствах и переживаниях, побуждает в беседе с ребёнком рассказать о них, чтобы проявить сочувствие и поддержку.

Эти две параллельно осуществляемые линии воспитания имеют целью

приучение детей к выполнению общепринятых норм и правил поведе ния. Важно, чтобы этот процесс протекал на яркой эмоциональной осно ве. Воспитатель стремится вызвать у ребёнка положительный эмоцио нальный отклик на выполнение правильного действия, эмоциональную отзывчивость на состояние окружающих.

Полученные позитивные впечатления являются стимулом для са мостоятельного воспроизведения малышом доброжелательного пове дения, проявления гуманных чувств и внимания к окружающим его взрослым и сверстникам.

Реализуя цели, поставленные взрослыми, дети стремятся к получе нию положительной оценки достигнутого ими результата. Значимость успеха и его оценки впервые порождают у ребёнка совершенно новые эмоции. Успехи и неудачи в деятельности начинают вызывать у него чувства радости, огорчения и стыда. Воспитатель должен знать это и относиться к чувствам ребёнка с пониманием и поддержкой. Незыбле мым должно стать для взрослого правило: оценивать результаты дея тельности, а не самого ребёнка.

Большое внимание уделяется воспитанию навыков культуры пове дения и положительных взаимоотношений со сверстниками и взрос лыми: воспитатель приучает детей здороваться и прощаться с воспи тателями, нянями и другими сотрудниками детского сада, со сверстни ками, одновременно со словами приветствия называть их по имени (и отчеству), благодарить взрослого или сверстника за оказанную помощь.

Важно замечать и поддерживать одобрительными словами попытки малышей оказать помощь, проявить внимание, поделиться игрушками.

В младшем дошкольном возрасте у детей формируются гуманные чув ства и элементарные представления о доброте, отзывчивости, взаимо помощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам.

  • Назад
  • Вперед

Дом и Семья

  • ДЕТИ
    ДЕТИ
    • Разное
  • ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ
  • ПСИХОЛОГИЯ
    ПСИХОЛОГИЯ
    • Психология общая
  • ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО
    ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО
    • Домашние советы
    • Дом и семья
    • Садоводство
    • Дом. Дача. Сад
    • Каталог статей
  • ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
    ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
    • Домашние питомцы
    • Разведение животных
  • РЕМОНТ ДОМА
    РЕМОНТ ДОМА
    • Строительство
  • ПРАЗДНИКИ
  • ОБРАЗОВАНИЕ

2025 My Life Администрация сайта не несет ответственности за последствия и результаты, которые могут получить читатели после использования советов и рецептов на нашем сайте! Проконсультируйтесь с врачом. Все авторские права на материалы принадлежат их правообладателям

Go Top