МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3–4 года)
Возрастные особенности детей четвёртого года жизни. Младший д ошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью фи зического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и коорди нированными становятся движения.
С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содер жании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрос лыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте - предметно-действенное сотрудничество.
Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что дей ствия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных
видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в по вседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с
заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, не сформированности произвольности поведения ребёнок быстро отвле кается, оставляет одно дело ради другого.
У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со
взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаи модействие со взрослым, который является для ребёнка гарантом пси хологического комфорта и защищённости. В общении с ним малыш по лучает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познава тельные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают
первые «творческие» объединения детей. В игре ребёнок берёт на себя
определённые роли и подчиняет им своё поведение.
В этом проявляется интерес ребёнка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открыва ются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисова нии, конструировании) происходит знакомство ребёнка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.
Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопостав ляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное.
Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по
внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепри нятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).
В основе таких представлений лежит не выделение общих и существен ных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию
или имеющих общее назначение.
Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте проис ходят существенные изменения в развитии речи: значительно уве личивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых выска зываниях.
Достижения в психическом развитии ребёнка создают благоприят ные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появ ляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подра жании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выпол нение определённого задания.
Основные задачи развития:
- Развитие потребности в активной двигательной деятельности, сво евременное овладение основными видами движений, освоение элемен тарных навыков личной гигиены.
- Обеспечение познавательного развития детей, обогащение пред ставлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любозна тельности.
- Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмо циональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.
- Обогащение опыта самопознания дошкольников.
- Обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничества.
В период с 3 до 6–7 лет он с помощью взрослого и самостоятельно осваи вает разные виды индивидуальных и коллективных игр. Каждый вид игр вносит свой вклад в развитие познавательной и творческой актив ности, становление детской личности и её отношений с миром, специ фически влияя на формирование предпосылок учебной деятельности как ведущей деятельности следующего возрастного периода.
Формирование у детей позиции субъекта игровой деятельности
предполагает использование пошаговой педагогической технологии,
обеспечивающей нарастание их игровой самостоятельности и творче ства. По мере взросления воспитанников и овладения ими сложными видами игр меняется игровая позиция взрослого: он последователь но выступает как носитель нового содержания игр и игровых умений, соигрок (партнёр), координатор игровых замыслов детей, наблюдатель за играми и помощник-консультант в случае возникновения затрудне ний.
Гибкая тактика руководства детской игровой деятельностью явля ется одним из основных условий, способствующих успешному и полно му раскрытию её богатого воспитательного, развивающего, социализи рующего и адаптирующего потенциала.
Игра для детей четвёртого года жизни – своеобразная «экспери ментальная площадка» для знакомства с предметным и социальным миром, опробования себя и определения границ своих возможностей, реализации индивидуальных потребностей и проявления задатков бу дущих способностей.
Для того чтобы сообщество детей четвёртого года жизни стало игра ющим, требуется направленное педагогическое влияние.
Главными педагогическими задачами являются:
- оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогаще ние их игрового опыта;
- расширение детских представлений о предметах, событиях и явле ниях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;
- поощрение инициативы детей при развёртывании индивидуаль ных, парных и коллективных игр;
- создание условий для проявления детьми игровой активности в те чение дня и др.
Виды игр; игровая тактика педагога
Детей 3–4 лет интересуют и увлекают разнообразные игры «экспе риментирования» со специально предназначенными для этого игруш ками, несложные сюжетные самодеятельные игры. Взрослый пред лагает разнообразные обучающие (автодидактические предметные,
сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные) и досуговые игры
(игры-забавы, развлечения, отдельные празднично-карнавальные
игры). С его помощью дети осваивают некоторые народные игры обря дового, тренингового и досугового характера.
Под руководством взрослого и самостоятельно дети учатся отра жать в играх несложный сюжет, представленный рядом последова тельных действий. Постепенно игра становится не столько сюжетно - отобразительной, сколько сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевые игры помогают детям усвоить назначение и свойства предметов, понять логику простых жизненных ситуаций (кормим куклу обедом, купаем медвежонка, идём в гости и т.д.). В таких играх ребёнок выражает свои эмоции и чувства, что в определённой мере позволяет ему в реальной жизни справляться с трудными ситуациями.
Важно учить детей вступать в игровые диалоги сначала в парной игре
с воспитателем, а затем со сверстниками, поощрять проявления добро желательности в отношении партнёра по игре. Если ребёнок испытыва ет затруднения в общении с другими детьми по ходу игры, воспитатель включает его в игру постепенно: сначала играет с ребёнком сам, а затем уже предлагает играть с другими детьми, учитывая при этом симпатии ребёнка, его индивидуальные особенности и игровые интересы.
Воспитатель привлекает детей к участию в совместных с ним играх по
сюжетам на темы окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, по ездка на транспорте), а также по сюжетам литературных произведений
(сказки «Теремок», «Репка», «Машенька обедает» С. Капутикян, «Мой Мишка» З. Александровой, «Айболит» К. Чуковского). Педагог форми рует умения принимать игровую роль, выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью; поощряет игровую самостоятельность и инициативу, попытки подбирать атрибуты для роли и недостающий игровой материал, обозначать словом игровые действия, связанные с ролью. Взрослый поощряет использование предметов-заместителей (палочка – градусник, кубик – мыло), их поиск и применение в самодея тельных детских играх. К концу четвёртого года жизни появляются ре жиссёрские игры, которые представляют собой разыгрывание тех или иных ситуаций в воображаемом плане с помощью игрушек и овладение «речью» от их имени.
Накопление и обогащение игрового опыта дошкольников при под держке воспитателя происходит в разных видах игр. Так, с помощью обучающих (дидактических) игр дети осваивают систему сенсорных эталонов, решают соответствующие возрасту мыслительные задачи, связанные со сравнением и анализом формы, величины, цвета предме тов, их расположения в пространстве и т.д. В играх с дидактическими материалами они учатся действовать в соответствии с простыми игро выми правилами, подчиняться очерёдности их выполнения при играх в парах и в подгруппе.
Взрослый поощряет самостоятельные игры с элементарными прави лами. Существенное значение в воспитании начальных волевых проявле ний и навыков произвольного поведения приобретают подвижные игры.
Они помогают дозировать двигательную активность детей в течение дня
и включаются как в регламентированную (специально организованные
занятия), так и свободную детскую деятельность (прогулки, развлечения
и праздники, досуг). Такие игры носят несложный характер: дети пока
ещё не обладают способностью удерживать «в уме» большое количество
правил и последовательность их выполнения. Поэтому педагог организу ет игры на основе 1–2 правил, требующих одновременных и поочерёдных
действий (по сигналу воспитателя): «Догоните меня», «Наседка и цыпля та» и др. Предлагаются игры на выполнение разнообразных общих движе ний: ходьба, бег, подпрыгивание и т. д. а также игры для развития тонких
дифференцированных движений пальцев и кисти рук (пальчиковый игро тренинг). Общей целью подвижных игр является не только укрепление
здоровья и правильное физическое развитие детей, но и развитие поло жительных эмоций, получаемых от выполнения различных движений, со вместной игры со сверстниками.
Вторая половина дня пребывания ребёнка в детском саду наполня ется досуговой деятельностью игрового характера – играми-забавами,
играми-развлечениями и празднично-карнавальными играми.
В такие игры часто включаются образные, народные и музыкальные
игрушки, персонажи кукольного театра и герои литературных произ ведений. Объединение выразительного движения, художественного слова, музыки, пения и элементов игры помогает постепенно приоб щить дошкольников к музыкально-ритмическим и театрализован ным играм, простым играм-драматизациям с понятным и интерес ным для них сюжетом.
Рациональная организация и динамичное изменение предметно игровой среды в группе является основой для детского игрового твор чества. Воспитатель подбирает соответствующие возрасту и потребно стям детей данного возраста игрушки и игры, заботится о регулярном обновлении игровой атрибутики, наличии полифункциональных игро вых материалов, дозирует меру и характер своего влияния на самодея тельные детские игры, создаёт условия и «настрой» на игру в течение всего дня пребывания детей в детском саду.
Воспитание и развитие личностных качеств
Воспитание ребёнка, развитие его личностных качеств обеспечива ется всей системой работы детского сада. В этом случае физическое и социально-личностное развитие, игровая и познавательная деятель ность, организация всей жизни ребёнка являются средствами воспита ния.
Жизнедеятельность детей организуется в соответствии с принципа ми гармоничного воспитания, предложенными В.А. Петровским:
- Учёт психологического возраста детей. В первые 7 лет ребёнок проживает три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определённым шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать, преобразовывать и ра ционально осваивать мир.
- «Открывающаяся перспектива». Завершение того или иного акта деятельности должно нести в себе стимул для постановки новой цели и задачи, вопросов к взрослым, выдвижения гипотез; открывать новые горизонты деятельности.
- «Равноценность основных сфер». Согласно этому принципу, каж дому ребёнку должны быть предоставлены возможности для освоения основных сфер жизнедеятельности («природа», «рукотворный мир», «общество», «я сам»).
- «Свободный выбор». Если взрослый стремится что-то внушить ребёнку, то это должно иметь прямое отношение к формированию ба зиса личностной культуры. За пределами этой задачи ребёнку ничего не вменяют в обязанность, ничего не внушают. Он располагает правом самоопределения, свободного выбора (что, как и с кем он будет делать и т.п.).
Процесс воспитания осуществляется по двум направлениям. С одной
стороны, воспитатель обогащает представления детей об окружа ющих его близких людях (в детском саду, семье), помогает понять их действия, чувства, проявлять по отношению к ним эмоциональную от зывчивость. С другой стороны, воспитатель помогает ребёнку разо браться в собственных чувствах и переживаниях, побуждает в беседе с ребёнком рассказать о них, чтобы проявить сочувствие и поддержку.
Эти две параллельно осуществляемые линии воспитания имеют целью
приучение детей к выполнению общепринятых норм и правил поведе ния. Важно, чтобы этот процесс протекал на яркой эмоциональной осно ве. Воспитатель стремится вызвать у ребёнка положительный эмоцио нальный отклик на выполнение правильного действия, эмоциональную отзывчивость на состояние окружающих.
Полученные позитивные впечатления являются стимулом для са мостоятельного воспроизведения малышом доброжелательного пове дения, проявления гуманных чувств и внимания к окружающим его взрослым и сверстникам.
Реализуя цели, поставленные взрослыми, дети стремятся к получе нию положительной оценки достигнутого ими результата. Значимость успеха и его оценки впервые порождают у ребёнка совершенно новые эмоции. Успехи и неудачи в деятельности начинают вызывать у него чувства радости, огорчения и стыда. Воспитатель должен знать это и относиться к чувствам ребёнка с пониманием и поддержкой. Незыбле мым должно стать для взрослого правило: оценивать результаты дея тельности, а не самого ребёнка.
Большое внимание уделяется воспитанию навыков культуры пове дения и положительных взаимоотношений со сверстниками и взрос лыми: воспитатель приучает детей здороваться и прощаться с воспи тателями, нянями и другими сотрудниками детского сада, со сверстни ками, одновременно со словами приветствия называть их по имени (и отчеству), благодарить взрослого или сверстника за оказанную помощь.
Важно замечать и поддерживать одобрительными словами попытки малышей оказать помощь, проявить внимание, поделиться игрушками.
В младшем дошкольном возрасте у детей формируются гуманные чув ства и элементарные представления о доброте, отзывчивости, взаимо помощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам.