Роль игровой мотивации в развитии интереса дошкольников к физической культуре.
«Значение физической культуры в жизни ребенка».
- Практическая часть
- Роль игровой мотивации в развитии интереса дошкольников к физической культуре.
- Организация и формы работы игровых занятий по физической культуре детей дошкольного возраста.
Развитие интереса у дошкольников к физической культуре и здоровому образу жизни через игровую мотивацию.
1. Продолжать работу по укреплению и охране здоровья детей.
2. Развивать интерес к различным доступным ребенку видам движений.
3. Создавать условия для формирования правильной осанки.
4. Совершенствовать умения и навыки в основных видах движений на занятиях и вне занятий.
5. Воспитание положительных нравственно-волевых черт личности .
6. Развивать пространственную ориентировку детей.
7. Поощрять участие в совместных играх и физических упражнениях.
8. Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений.
9. Развивать самостоятельность и творчество в двигательной деятельности.
Актуальность выбранной темы.
Состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. За последние годы состояние здоровья детей постоянно ухудшается.
Это вызвано рядом факторов:
• дискомфортные условия для проживания человека во многих регионах
Быстрое истощение резервных возможностей организма зимой, резкие перепады атмосферного давления, температуры, высокая влажность воздуха и т.д.;
• ухудшение экологической обстановка
некачественная вода, химические добавки в продуктах питания, возрастающее светомерцающее, электронно-лучевое, «металло-звуковое » облучение детей
(компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов);
• значительное ограничение двигательной активности;
• социальная напряженность в обществе.
Анализ заболеваемости детей детских садов показал достаточно высокий уровень хронических заболеваний, нарушение осанки и сколиоза, а также простудных респираторных заболеваний. Все это вызвало потребность углубленно заняться оздоровлением детей, начиная с дошкольного возраста.
В соответствии с рекомендациями Государственного Совета Российской Федерации от 30.01.02. «0 повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» приняты меры по совершенствованию физического воспитания, направленные на формирование двигательной культуры ребенка. Чтобы сберечь подрастающее поколение, обеспечить ему здоровье, жизнерадостное детство, необходимо усилить внимание к физической культуре.
Значение физической культуры в жизни ребенка.
Физическая культура — органическая часть культуры общества и личности. Понятие «физическая культура» объединяет все, что относится к физическому воспитанию, образованию, развитию человека в системе физического воспитания и вне ее. Если рассматривать физическую культуру во взаимосвязи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, эстетическим, трудовым и т.д. то можно говорить о духовной «физической культуре», как о явлении, которое воздействует на природу человека, изменяя ее в соответствии с закономерностями всестороннего развития личности.
Физические упражнении - это основное и специфическое средство физического воспитания. Физические упражнения представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а так же подвижные игры .
Особую роль в формировании двигательной культуры играет подвижнаяигра . Будучи своеобразным «музеем культуры социума», она обеспечивает раскрытие двигательного и интеллектуального потенциала, приобщает к национальным традициям, обычаям, культуре движения, а через них - постижению общечеловеческих ценностей.
Данные средства физического воспитания оказывают разностороннее влияние на развитие детей.
Детский возраст — это время интенсивного формирования и роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытие способностей становления личности. Вместе с тем, это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей средствами физической культуры. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего гармоничного физического развития, образования, воспитания и оздоровления.
При использовании средств физической культуры необходимо ориентироваться на гуманистический подход к оздоровлению детей с учетом современных условий, в которых живет ребенок; на возрастные и индивидуальные физические и психические особенности детей; на широкое и умелое применение природных средств для закаливания.
Таким образом, приобщение к физической культуре - одна из важнейших программных задач дошкольного воспитания.
Успешному разрешению ее в работе с детьми способствует организация здорового образа жизни. Положительным является то, что воспитатель имеет право выбора средств, форм в методов оздоровительно-культурной работы.
Практика подсказывает, что часто не хватает знаний, умений по использованию различных возможностей окружающей действительности при обучении детей движениям и двигательным действиям, формирование у них физических качеств, ознакомлении с правилами выполнения физических упражнений и приобщении к этим правилам с помощью игровых приемов.
Как правило, в дошкольных учреждениях установилась четкая система работы с детьми в области решения задач физического воспитания с учетом общих принципов, имеющих основополагающее значение. Это всестороннее гармоничное развитие личности, связь физического воспитания с трудовой и оборонной практикой, оздоровительная направленность физического воспитания в системе воспитания в целом.
Однако, чтобы овладеть методикой организации физической культуры детей дошколъного возраста, умением использовать специальные средства и методы физического воспитания с целью решения оздоровительных, воспитательных и образовательных задач, необходимо знать такие принципы, которые имеют значение именно для детей дошкольного возраста .
Особое внимание на занятиях физической культурой уделяется физическому развитию каждого ребенка, а деятельность воспитателя сводится к умению регулировать действия детей, побуждая их к проявлению духовных начал ко всему, что окружает.
Исходя из этого. в работе с детьми дошкольного возраста используют три основополагающих принципа:
• принцип фасцинации
• принцип синкретичности
• принцип творческой направленности
Принцип фасцинации
Важным фактором в физическом совершенствовании дошкольников является развитие у них интереса к процессу движений и двигательных действий, что в свою очередь облегчает учебно-воспитательный процесс, делает его плодотворным и способствует формированию у детей положительного отношения к предмету деятельности, с которым им приходится заниматься.
Ребенка нужно очаровать предметом:
- Мяч - он хороший круглый, прыгает вокруг нас, играет с вами. Вы должны к нему хорошо относиться, чтобы он от вас не убегал. А если укатится, догоните. Он быстро, быстро катится. Его можно передавать друг другу. Вот какой мяч! Прижмите его покрепче к груди.
Очаровать ребенка предметом легко. В каждом предмете есть много интересного для него.
Дети должны очаровываться и друг другом. На занятиях по физической культуре есть большие возможности проявления интереса друг к другу. Особенно при изучении частей тела:
- Посмотрите, какие у вас глаза? Все разного цвета, но у всех красивые и добрые. Поглядите, друг другу в глаза, определите цвет, улыбнитесь друг другу. А теперь скажите, что делают наши глаза? (Правильно, смотрят ) А чтобы они хорошо видели и все - все замечали, давайте сделаем у для глаз.
Дети рассматривают друг друга, восхищаются, выполняют движения руками, ногами, головой и т.д.
Принцип синкретичности — соединение, нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка. Он имеет большое значение для развития детского мышления. Принцип синкретичности направлен на установление в двигательной сфере синкретических связей, с помощью которых ребенок постигает для себя истинное значение физических упражнений, их назначение, природу внедрения.
На таких занятиях происходит объединение знаний о природе, о взаимодействиях с человеком, использовании явлений природы в жизни, в быту, в различной деятельности.
Принцип творческой направленности . результатом которого является самостоятельное создание ребенком новых движений, основанных па использования его двигательного опыта и наличия мотива, побуждающего к творческой деятельности.
Таким образом, физическая культура должна помочь современному ребенку овладеть красотой, гармонией движений и, что, особенно важно, осознать себя, свое тело, развивать творчество.
Роль игровой мотивации в развитии интереса
дошкольников к физической культуре.
Физическое воспитание ребенка является одним из ведущих направлений формирования здорового образа жизни. Укрепление здоровья дошкольников рассматривается как один из ключевых приоритетов образования.
Сегодня наверняка все понимают, что без физической культуры полноценное здоровье невозможно.
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
В программе «Радуга» под руководством Т.Н.Дороновой определены конкретные знания, умения и навыки, которые должны быть приобретены детьми на различных возрастных этапах.
В программе система формирования физической культуры основывается на организации двигательной активности детей в течение дня, развитии и совершенствовании уже имеющихся локомоторных навыков. Именно это является физиологической прерогативой дошкольного возраста.
Основными принципами программы «Радуга» (составитель Т.Н.Доронова) являются естественность н посильность движений, добровольность н желание ребенка их вьшолнять (в ребенке постоянно должна поддерживаться уверенность, что он может так сделать, что у него получается).
В понятие «физическая подготовка» вкладывается следующее:
• состояние хорошего самочувствия
• возможность быть добрым и энергичным в течение дня
• осуществление ребенком широкого спектра действий, движений
Дети приходят в младшую группу ДОУ ослабленные. Поэтому возникла необходимость углубленно работать над этой темой с младшей группы.
Обследование уровня физического развития детей второй младшей группы показало:
1. Неумение выполнять движения — 15% детей
2. Выполнение движений с помощью воспитателя — 40% детей
З. Самостоятельное выполнение движений — 45% детей
Для повышения уровня физического развития детей необходимо работать над следующими задачами:
• улучшение здоровья детей
• повышение физической подготовленности дошкольников
• воспитание положительного эмоционального отношения к занятиям, физическим упражнениям
Условия жизни заставляют многих работников дошкольных учреждений искать иные подходы к обучению детей, в том числе и к проведению физкультурных занятий. За последние годы проведены исследования, установившие эффективность использования игровых методов, а так же методов соревнования и творческих заданий в подвижных играх детей дошкольного возраста.
Целесообразно обучать детей основным движениям через игровые моменты, формировать ориентировку в пространстве через игры.
Игровые физкультурные занятия вызывают у детей повышенный интерес к двигательному материалу, дают возможность реализовать свой двигательный опыт, проявить двигательное творчество.
Предлагаемая игровая форма занятий имеет свои особенности: все занятия основаны на сюжете игры. Такие занятия строятся на простых жизненных ситуациях, сюжетах народных сказок, путешествиях, детских литературных произведениях, подвижных игр.
К выбранным сюжетам необходимо подобрать задачи, средства и методические приемы обучения.
К каждому занятию подбирается стихотворный текст, который нужно прочитать наизусть. Текст должен соответствовать сюжету занятия и движениям детей. В содержание текста можно включать стихи, поговорки, загадки, дразнилки, считалки.
Структура занятия
1. Вводная часть
В вводной части физкультурного занятия текст решает не только образовательные но и психологические задачи:
- активизировать внимание детей
- вызвать у детей интерес к занятию
- создать эмоционально-положительный настрой.
2. Основная часть
В основной части занятия стихотворный текст выполняет несколько функций:
1) помогает в развитии психических процессов
2) способствует формированию звуковой культуры речи (дети запоминают текст и повторяют его)
З) является организатором одной из форм активного отдыха детей
4) является хорошим стимулом для проявления эмоциональных и нравственных качеств детей
5) облегчает формирование двигательных навыков
(«Чтоб до зайки нам дойти, надо мостик перейти»)
Основная часть способам передачи двигательной выразительности, побуждает к самостоятельному решению двигательных задач, загадок, проблемных ситуаций, способствует поиску детьми творческих композиций.
З. Заключительная часть
В заключительной части занятия нужно подготовить детей к его окончанию: «До свидания, звери!». «До свидания, лес!». «Ждут вас повар, няня и вкусный наш обед!»
Заключительная часть решает задачи снятия эмоционального напряжения, приобретения навыков саморасслабления.
Организация и формы работы игровых занятий по
физической культуре детей дошкольного возраста.
В младшем и среднем возрасте необходимо основным методом обучения использовать импровизации.
Он способствует формированию у детей представлений о средствах двигательной выразительности помогает «войти» в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого, вести двигательный диалог через язык жестов, мимики, поз.
Описание воображаемой ситуации — это один аз наиболее эффективных приемов, в которой симпатичный детям персонаж попадает в трудное и опасное положение, а ребенок выступает в позиции помощника или защитника. Дети, действуя в эмоциональной раскрытой или воображаемой ситуации, спешат на помощь любимому горою.
Например. воспитатель может выступить в роли сказочницы бабушки Арины, в процессе занятия рассказать детям, что знакомый персонаж из сказки «Колобок» попал в беду. Затем предложить детям спасти его от опасности.
Дети с радостью откликаются на просьбу воспитателя. Не замечая усталости, бегут будто - бы по узкому мосту, перешагивают через «камешки» и «лужи», идут по «кочкам», перепрыгивают «ручьи». Дети имитируют соответствующие движения, выбирают способ их выполнения в зависимости от предложенных условий. Выполнив задание, дети радуются и испытывают удовольствие от затраченных усилий и достигнутого результата.
Такие занятия развивают выносливость, смелость.
В ходе занятия необходимо пробудить у детей сочувствие к заботам персонажей, предлагая не только выручить или спасти героев, но и просто порадовать их совместными играми. Например. предложить сходить в гости к игрушкам, игрушки очень соскучились и ждут встречи с детьми. Затем предложить порадовать друзей и поиграть с нами в веселые игры. Здесь нужно научить детей ценить дружбу и бережно относиться к игрушкам.
Самым занимательным является то, что чем разнообразнее действия, тем точнее и правильнее дети их выполняют. И чем привлекательнее роль для детей, тем больше удовольствия дети получают.
Проводя физкультурные занятая — игры, нужно постоянно помнить о том, что коррекция качества выполнения движений, оценка деятельности детей — все это проводятся через роль от лица игрового сказочного персонажа, через воображаемую ситуацию.
Особое значение имеет значение характер общения детей с взрослым и сверстниками: они нуждаются в своевременной помощи, поддержке, поощрении. Играя с детьми, воспитатель должен помочь им увидеть в меловой черте настоящее препятствие, в гимнастической скамейке — большой пригорок, а следовательно и способ выполнения нужного движения не вызывает вопросов и сомнений, он находится сам.
Для детей большое удовольствие доставляют сюжетные подвижные игры . Чтобы провести такие игры, нужно придумать сюжеты в виде сказок.
Например. игра «Воробушки и автомобиль»
- Жили-были маленькие пушистые воробушки. Они весело порхали с ветки на ветку. Опускались на землю в поисках пищи. На дорожках клевали зернышки, искали маленьких червяков и т.д.
С целью развития и поддержания интереса детей к разным занятиям по физической культуре важно позаботится о подборе физ.оборудования и пособий. Рациональный подбор физоборудования, его обновления путем смены и чередования его деталей, внесение новых пособий, их перестановка - все это помогает реализовать содержание занятий.
В старшем возрасте в содержание занятия необходимо включать упражнения имитационного и образного характера, ритмическую гимнастику, элементы спортивных игр, основные виды движений, эстафеты, подвижные игры, задания по интересам.
Обучение, совершенствование и закрепление основных движений проводятся в форме творческих, комплексных или игровых заданий, а также заданий по интересам.
Опыт работы показывает, что в основной части занятия целесообразнее планировать 4 вида основных движений, которые выполняются поточным способом, что увеличивает моторную плотность занятия.
Игры, эстафеты, комплексные задания и задания по интересам закрепляют приобретенные навыки в основных движениях.
При формировании новых двигательных навыков можно использовать игру – творчество.
На первом этапе обучения используется игра «Угадай-ка». Она проводится в целях выяснения степени осознанности последовательного выполнения двигательных элементов.
На втором этапе (совершенствование навыка) в действие вступает игра «Почемучка». С помощью этой игры осуществляется контроль качества выполнения упражнения. На этом этапе обучения основные двигательные действия детям уже знакомы, поэтому у них активизируется внимание на конечный результат.
На последнем этапе проводится игра «Поиграй-ка». С помощью, которой закрепляются двигательные навыки.
Творческие задания являются своеобразным средством познания окружающего мира.
В содержании игровых занятий необходимо включать познавательный материал, расширяющий кругозор ребенка. В одном случае составляются задания на имитацию движений животных, птиц, насекомых, сказочных персонажей, в другом – движения выполняются с целью проявления физических качеств в сочетании с мыслительными операциям. В третьем — проявление умственных способностей ребенка.
Например, игра «Зайцы в огороде» .Текст определяет содержание игры:
- Вышли зайцы на лужок, видят зайцы огород. Там капуста, все вперед! Но, Дружок, знакомый пес стережет тот огород. Как капусту утащить, чтобы шкуру сохранить?
Игра имеет несколько вариантов творческих заданий:
1. Зайцы должны утащить капусту, не вставая на задние лапы.
2. Каждый заяц неся капусту, заметает следы.
3. Указать способ передвижения: на одной лапе, трех лапах и др.
Реально - условная ситуация таких заданий помогает ребенку воспроизвести знакомый ему жизненный образ и проявить творчество в решении двигательной задачи.
Творческие задания можно предлагать детям, используя карточки. Для каждого игрового занятия разрабатываются серии творческих заданий, которые систематизированы и используются в работе с детьми.
Комплексные задания на физкультурных занятиях используются не только для физического и психологического развития детей, но и обогащают их знания об окружающем мире, явлениях природы, быта. А таюке помогают воспитателю готовить детей к школе. Все задания основаны на игровых приемах.
Самостоятельные задания можно применять со средней группы. На начальном этапе обучения планируются легкие задания, но по мере нако- пления двигательного опыта у детей они усложняются. Эти задания решаются через игровую форму с применением карточек, кубов, цветов- ромашек и книжек - сказок.
Таким образом, проводимое в игровой форме занятие имеет высокий образовательно-воспитательный эффект: дети владеют большим объемом умений и навыков, у них лучше развиты физические качества, а взаимосвязь физического и психического развития способствует творческой активности детей.
Игровая форма создает условия и имеет все возможности для решения педагогических задач и, конечно же, это важный шаг к повседневному непроизвольному росту интереса у детей к высокой культуре физического развития.
Взаимосвязь с родителями
Добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома.
Однако во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается телевизору, в лучшем случае «сидячим» играм: мозаике, лото, домино и т.д. При этом не принимается во внимание следующее: стать усидчивым ребенок сможет только в том случае, если будет полностью удовлетворена его естественная потребность в движении. Дети овладевают сначала навыками управления движениями, а затем статикой.
Следовательно, одной из главных задач взрослого является организация правильного двигательного режима ребенка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной активности, как по содержанию, так и по составу движений.
А для этого необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада.
Работа по созданию целостной системы физического воспитания начинается с работы с родителями, которая включает следующие приемы и методы:
• Дни открытых дверей.
Родители имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике,
физкультурном занятии наблюдать организацию питания, сна.
• Домашние задания.
Позволяют решать сразу несколько задач: повысить двигательную
активность детей, подтянуть отстающих, организовать содержательное
общение родителей с детьми.
Домашние задания должны быть обязательно индивидуальными,
небольшими по объему, конкретными по содержанию.
• Встречи с родителями.
• Совместные физкультурные досуги, праздники, дни здоровья.
Все эти мероприятия позволяют с пользой проводить свободное время, которое мать и отец посвящают ребенку, пробуждают у родителей интерес к уровню двигательной зрелости их ребенка, являются источником радости, положительных эмоций, обогащают семейную жизнь.
Формирование двигательных умений, основанных на овладении определенным кругом знаний, позволяет дошкольникам усвоить культуру выполнения физических упражнений, развивает у них вдумчивое отношение к своим действиям. Сочетание знаний и умений значительно повышает результативность двигательной деятельности детей, повышает интерес к ней, расширяет границы самостоятельности.
В результате систематической работы большинство детей успешно осваивают движения, становятся более ловкими, сильными, решительными, смелыми, находчивыми. Принимают активное участие в занятиях - играх, городских спартакиадах среди ДОУ. Кроме того, понизилась заболеваемость часто болеющих детей.
Регулярность проводимых физкультурно-оздоровительных занятий повысила: уровень физической подготовки детей до 92%, уровень посещаемости в группе до 90%. Повысилась двигательная активность детей во всех видах деятельности до 100%.
1. Маханева М. Д. «Воспитание здорового ребенка».- М: «АРКТИ», 1999г.
2. Осокина Т.И. «Физическая культура в детском саду». — М: «Просвещение», 1986 г.
3. Муллаева Н.Б. «Конспекты - сценарии занятий по физической культуре для дошкольников». - СП. б: «Детство – пресс», 2005 г.
4. Научно - практический журнал
«Управление ДОУ». 2006г. N1.
«Управление ДОУ». 2004г. N3.
5. «Радуга»:
Программа и Методическое руководство по воспитанию, развитию и
образованию детей в детском саду. Сост. Т.Н.Доронова. - М: Просве
щение, 1996г.
6. Глазырина Л.Д.
«Физическая культура — дошкольникам».- М: Гуманит, изд. Центр
«Владос», 2001 г.
7. Глазырина Л.Д. Овсянкина В.А.
Методика физического воспитания детей дошкольлого возраста — М:
Гуманит, изд. центр «Владос», 2001 г.
8. Научно-методический журнал
«Дошкольное воспитание» 2002г. N 9
«Дошкольное воспитание» 1997г. N 5
«Дошкольное воспитание» 2006г. N 3
«Дошкольное воспитание» 2003г. N 6
Больше информации по теме: http://www.moi-detsad.ru