My Life
  • Главная
  • Контакты

Педагогическая поддержка»: понятие, принципы, виды

«Педагогическая поддержка»: понятие, принципы, виды.

В традиционной системе воспитания реакция педагогов на проблемы школьников имеет, в основном, стихийный, ситуативный характер. Учителя реагируют только на внешне проявляющиеся действия и поступки учеников и выступают, как правило, в роли «скорой помощи»: наказание драчунов, наставления по поводу внешнего вида, манер, вызов родителей, жалобы классному руководителю и т.д.

Мотивы учителя, на первый взгляд, вполне благородны и обоснованы: забота о жизни и здоровье ребенка, желание научить его общаться, получать знании – сделать все, чтобы из учащегося получился Человек. Но форма помощи при этом не всегда адекватна намерениям, и часто выливается в назидание, приказ, угрозу, что может вызвать лишь ответную грубость, неподчинение или лень, апатию.

Помощь, проявляющаяся как вмешательство, исключает активное участие другого субъекта взаимодействия (ребенка) и потому непродуктивна. Внутренний конфликт, душевная рана, вызвавшие к жизни то или иное детское ЧП, как правило, игнорируются педагогом. В результате у ребенка возникает потребность защититься от учителя, приспособиться к ситуации.

Вот почему педагогическая система, ориентированная на ребенка, имеет дело не только с внешними проявлениями. но и с его внутренними мотивами, устремлениями, потребностями. И задача педагога состоит в нахождении средств и способов, позволяющих ребенку раскрыть личностный потенциал, а для этого понять проблемы ребенка, не навязывая ему свое их видение.

Можно отметить одновременное появление понятия «социальная поддержка», «психологическая поддержка», «педагогическая поддержка», «социально-педагогическая поддержка».

Значение понятия «поддержка»:

1) помочь другому обрести уверенность;

2) подкрепить то положительное, что есть в личности;

3) удержать от того, что мешает развитию.

В контексте компетентностного подхода в образовании под педагогической поддержкой понимается деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижение в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением.

Что включает в себя «педагогическая поддержка»?

· изучение среды, в которой находится ребенок;

· выявление позитивных и негативных факторов, влияющих на жизнедеятельность детей;

· выявление педагогических проблем ребенка, с которыми он не может справиться самостоятельно;

· установление с ним договорных отношений;

· привлечение к решению проблемы преподавателей и других специалистов;

· консультирование преподавателей и других лиц, взаимодействующих с ребенком;

· совместный анализ результатов решения возникшей педагогической проблемы.

Цель педагогической поддержки - помощь детям в конструировании их автономного внутреннего мира. ПП нужна для того, чтобы учебно-воспитательный процесс носил личностно-ориентированный характер. При осуществлении ПП главным предметом деятельности ребенка и взрослого является ПРОБЛЕМА УЧЕНИКА. Ребенок должен учиться не просто спонтанно действовать в ситуации проблемы, а размышлять.

Понятие «поддержка» введено в педагогику в 1995 году членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и получило развитие в работах других ученых, которыми были определены основные механизмы, виды, способы и условия оказания поддержки субъектам образовательного процесса.

Рассматривая термин «поддержка», И. Б. Котова акцентирует внимание на глубинном смысле педагогической и психологической поддержки. Ее сущность состоит в сложных преобразованиях, затрагивающих его личность. Развивающаяся личность нуждается в понимании, принятии, особых стратегиях и тактиках воспитания, в вооружении механизмами и способами саморазвития.

А. Т. Анохина отмечает, что смысл поддержки заключается в том, что помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне.

Л. А. Петровская понимает поддержку как сложное образование, которое субъективно воспринимается как переживание положительно окрашенного чувства уверенности в себе, собственной нужности, возникающая при сопереживании и получении помощи.

В зарубежной школе встречаются различные модели деятельности взрослых в системе поддержки: тьютор, школьный советник, советник по карьере, педагог-консультант, лечебный педагог, советник-консультант, школьный социальный работник.

В Великобритании широко используется развивающая модель: оказание помощи в принятии решения и разрешении проблемы.

В Финляндии особое внимание уделяется старшеклассникам и тем, кто оканчивает образовательное учреждение.

В США – педагогическое консультирование, создание благоприятной экологии образовательной среды.

в Англии – опекунство, курс социально-личностного образования.

в Голландии – система сопровождения профессиональной карьеры.

Ре­ализация концепции педагогической поддержки, разработанная под руководством О. С. Газмана, возможна в том случае, если основу профессио­нальной позиции учителя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:

· любовь к ребенку, безусловное принятие его как лич­ности, душевная теплота, отзывчивость, умение ви­деть и слышать, сопереживать, милосердие, терпи­мость и терпение, умение прощать;

· применение диалоговых форм общения с детьми, умение говорить по-товарищески, слушать, слы­шать и услышать;

· уважение достоинства ребенка, вера в миссию каж­дого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

· ожидание успеха в решении проблемы, готовность ока­зать содействие и прямую помощь при решении про­блемы, отказ от субъективных оценок и выводов;

· признание права ребенка на свободу поступка, вы­бора, самовыражения;

· поощрение и одобрение самостоятельности, незави­симости и уверенности в сильных сторонах ребенка; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной пробле­мы;

· умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка;

· собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

Обеспечение педагогической поддержки учащегося возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического взаимодействия педагог избирает следующие:

  • согласие ребенка на помощь и поддержку; о пора на наличные силы и потенциальные возможности личности учащегося; вера в эти возможност ь ;
  • ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
  • сотрудничество ( т.е. учитель помогает осознать суть проблемы, предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика ) ;
  • конфиденциальность;
  • доброжелательность и безоценочность (учитель не сравнивает действия ребенка с действиями других учеников, а пытается понять и услышать голос каждого школьника, причины его трудностей и проблем).
  • безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства ( учитель в любых обстоятельствах держит сторону ребенка. Даже когда тот нарушает общепринятые нормы, воспитатель ищет возможности смягчить наказание, имея в виду, что ребенок более, чем взрослый, имеет право на ошибку ) ;
  • реализация принципа "не навреди";
  • рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Педагогическая поддержка оказывается как по запросу ребенка, так и в том случае, если учитель видит, что ученик может справиться с ситуацией сам, но не уверен в своих силах или же в «правильности» выбора.

Виды педагогической поддержки:

  • по степени участия взрослого выделяют непосредственную и опосредованную поддержку:

непосредственная поддержка практикуются педагогом в процессе его разговора с учеником. Характерной особенностью этого подвида является отсутствие в речи учителя фраз, содержащих подтекст, и его обращенность к конкретному ребенку, а не к классу в целом.

опосредованная поддержка осуществляется педагогом с помощью сказок, былин, во время сказанных пословиц или поговорок, напетой фразы из песни… Это способ натолкнуть ребенка на самостоятельное разрешение проблемы, не обидев его при этом нравоучениями и не навязывая свое мнение. Для данного вида характерно обращение к группе детей в целом.

  • по времени оказания: опережающую, своевременную, предупреждающее последействие:

Суть опережающей поддержки состоит в том, ученики получают от педагога повод для наблюдений еще до того, как у них возникла проблема. И в тот момент, когда в его реальной жизни возник затруднительный момент, он уже обладает набором методов и приемов благополучного его разрешения. Целью является создание ориентационно-ролевых ситуаций, проживание которых помогает ребятам выработать индивидуальные стратегии поведения в проблеме.

Своевременная поддержка осуществляются непосредственно в момент возникшей потребности ученика. Характерной особенностью этого вида является вопросно-ответная форма обращенности к конкретному ребенку и, при экстренной необходимости, привлечение специалистов в той или иной области (психолога, социального педагога, медика, представителей правоохранительных структур). Его целью является создание условий для ребенка, при которых он самостоятельно или же с помощью специалистов разрешает проблему, доминирующую для него в данный момент времени.

Поддержка, предупреждающая последействие оказывается после того, как в жизни человека произошло событие, способное породить проблему. Имеет своей целью нивелировать первоначальный стресс и снять напряженность для того, чтобы ученик смог адекватно рассмотреть создавшуюся ситуацию и предупредить возникновение и развитие возможных последствий.

  • по длительности: единовременную, пролонгированную, дискретную:

единовременная поддержка оказываются в том случае, когда педагог уверен, что ребенок способен сам справиться с проблемой, и ему нужен только первоначальный импульс. Характерной его особенностью является использование педагогов не только вербальных способов общения, но и невербальных (мимика, жесты). Целью общения со стороны педагога является пробуждение внутренних резервов ребенка, вселение в него уверенности в собственных силах.

Пролонгированная поддержка используются педагогом в том случае, когда ребенок длительное время не может самостоятельно справиться с проблемой, несмотря на практически ежедневные обращения к педагогу. Характерной особенностью является серия встреч педагога и ребенка. Основная цель – вселить в ребенка уверенность, что в любое время он может найти поддержку и помочь сформировать позитивное отношение к действительности.

Дискретная поддержка уместна время от времени, тогда, когда педагог видит необходимость тактично корректировать развитие ситуации. В этом случае педагогом используются разнообразные типы педагогической деятельности и их сочетания, определяемые характером затруднений, испытываемых учеником в работе и общении. Вариативность, многообразие их приемов зависят от профессионализма педагога, его искренней заинтересованности в судьбе каждого ребенка.

В основу педагогической поддержки может быть положен новый для российской педагогики метод – индивидуальное педагогическое консультирование. Суть его сводится к тому, чтобы уберегать или облегчать процесс преодоления препятствий, трудностей и проблем, мешающих жизненной успешности. Педагог-консультант не решает проблему за ребенка, а лишь помогает ему сделать адекватный выбор из представленных разных вариантов решения проблемы и поддерживает самостоятельные действия ребенка в осуществлении его личного выбора.

Больше информации по теме: http://pokachalova.ucoz.ru

  • Назад
  • Вперед

Дом и Семья

  • ДЕТИ
    ДЕТИ
    • Разное
  • ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ
  • ПСИХОЛОГИЯ
    ПСИХОЛОГИЯ
    • Психология общая
  • ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО
    ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО
    • Домашние советы
    • Дом и семья
    • Садоводство
    • Дом. Дача. Сад
    • Каталог статей
  • ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
    ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
    • Домашние питомцы
    • Разведение животных
  • РЕМОНТ ДОМА
    РЕМОНТ ДОМА
    • Строительство
  • ПРАЗДНИКИ
  • ОБРАЗОВАНИЕ

2025 My Life Администрация сайта не несет ответственности за последствия и результаты, которые могут получить читатели после использования советов и рецептов на нашем сайте! Проконсультируйтесь с врачом. Все авторские права на материалы принадлежат их правообладателям

Go Top