Что делать с агрессией и как ее избежать
Главная » Советы психолога » Что делать с агрессией и как ее избежать
Одной из важнейших задач воспитания ребёнка в семье является его социализация, т.е. воспитание таких качеств и способов поведения, которые позволяют ему комфортно себя чувствовать среди людей.
Это будет залогом и психического, и во многом физического здоровья ребёнка, возможности самореализоваться в жизни. Другое дело, что общество не однородно, в нём есть определённые социальные слои и группы, и в этих группах существуют свои правила и нормы поведения. То, что может быть необходимо в одной (например, умение грубо выражаться), абсолютно не приемлемо в другой. Поэтому, обучая ребёнка, как себя правильно вести, что можно и что нельзя, родители должны учитывать, насколько необходимы эти умения в той среде, где придётся жить малышу. Это касается не только будущей жизни, но и детских групп. Если мама собирается отдать маленького ребёнка в ясли и запрещает ему драться, отстаивая свои игрушки, то, наверное, такому ребёнку будет сложно среди своих сверстников, где надо уметь постоять за себя. Но есть и общие нормы и правила, которые не зависят от социальных и культурных различий, и среди них одно из важных - умение сдерживать свой гнев, или выражать гнев и агрессивность в приемлемых обществом формах, контролировать свои эмоции. Этому ребёнок должен учиться с рождения, и введение запретов - один из этапов воспитания самоконтроля.
Усваивая способы взаимодействия с окружающими, ребёнок сможет приспособиться к миру, в котором ему суждено жить, сможет реализоваться и благодаря этому быть просто счастливым.
Не об этом ли мечтает каждая мать?
« У меня очень агрессивный ребёнок, я не знаю, что с ним делать», «Мне бы очень хотелось, чтобы мой мальчик рос добрым, отзывчивым, но это так трудно, ведь кругом столько агрессии». Часто такое приходится слышать от родителей. Сейчас благодаря средствам массовой информации это слово прочно вошло в употребление. Следует разобраться, что в обыденном сознании подразумевается под «агрессией» и что имеется в виду при использовании специалистами этого термина.
Каждый ребёнок, развиваясь, испытывает желание наказать обидчика, использовать силу для решения своих проблем, высказать угрозу.
В младенчестве дети могут:
бить игрушкой своих родителей,
отбирают понравившуюся игрушку у другого ребёнка,
Чем старше они становятся, тем чаще речь и действия могут заменять угрозами, ругательствами, оскорблениями, либо сопровождать ими свои действия. У одних детей такое поведение возникает чаще, чем у других, и окружающие называют их агрессивными. Специалисты же говорят здесь об агрессивном поведении ребёнка.
При правильной реакции родителей такое поведение может со временем исчезнуть и замениться приемлемым в обществе.
При неправильном отношении агрессивное поведение закрепится и станет характерным для ребёнка, и тогда агрессия станет его личностной чертой, и это уже агрессивный ребёнок.
Итак, возникают вопросы:
2. Признаки агрессивности;
3. Как должны реагировать на такое поведение малыша родители;
4. От чего зависит проявление агрессивности ребёнка;
5. Врождённое это качество или приобретённое?
Агрессия есть активная форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету. Гнев - одна из основных и важнейших эмоций человека. «Гнев» и «злость» - синонимы.
Что же становится причиной проявления гнева у младенцев? Одна из первых причин - боль. Многие мамы сталкивались с этим явлением, когда делали в поликлинике первые прививки своим детям. На неожиданно причинённую боль младенцы реагируют мимическим выражением гнева. Многие исследования подтверждают предположение о том, что боль является врождённым пусковым механизмом гнева и возможно агрессивного поведения. Если ребёнок много болел в раннем детстве, естественно он пережил неприятные процедуры диагностики, лечения. Это не могло не сказаться на его отношении к миру.
Гнев вызывает и любое ощущение дискомфорта - голод, усталость, стресс. Человек становится раздражительным, вероятность «сорваться» на ком-либо возрастает.
Уже 4 - месячный ребёнок, если ему не давать некоторое время шевелить руками, реагирует мимической реакцией, а 7 - месячный способен установить источник ограничения и выдать агрессию по отношению к этому источнику.
Также причиной агрессии является запрет, или «нельзя», слово которое родители говорят, когда ребёнок пытается освоить большой и незнакомый мир.
Неправильные, несправедливые действия и поступки окружающих тоже могут стать источником гнева. Но в случае большую роль играют не сами поступки, а их интерпретация человеком. Прежде чем на кого- то рассердится. мы возлагаем на этого человека вину. Если ребёнок в своих неудачах, переживаемых им некомфортных состояниях винит, например, брата, сестру или мать, то его гнев и агрессия будут вызываться ими.
Препятствие в достижении цели тоже может являться причиной гнева. Допустим, дошкольник сосредоточенно занят игрой, и тогда вмешательство будет им воспринято как препятствие, ограничение и вызовет гневную реакцию.
Кроме того, причиной гнева могут быть определённые эмоциональные состояния.
Замечено, например, что в депрессии печаль часто соседствует с гневом.
Рассмотренные источники гнева относятся к ситуативным, т.е. человек находится в конкретной ситуации, которая становится раздражающей и служит источником гнева.
Выражение гнева может быть мимическим (выражение лица), поведенческим (действия, поступки), вербальным (слова).
- 1) физическая агрессия (нападение - использование физической силы против другого человека или объекта);
- 2) прямая агрессия - непосредственно направленная против раздражителя (человека или предмета);
- 3) косвенная агрессия - действия, которые направлены окольным путём на другое лицо (злобные действия, шутки) и действия, которые характеризуются не направленностью, не упорядоченностью (взрывы ярости, проявляющие в крике, лопанье ногами, битьё кулаками по столу)
- 4) Инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения какой-нибудь цели;
- 5) Враждебная агрессия - выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии;
- 6) Аутоагрессия - проявляется в самообвинении, самоуничижении, причинении себе вреда.
Как правило, внимательные мамы могут легко определить состояние своего ребёнка. У агрессивной реакции всегда есть подготовительный период, но у одних детей он более продолжителен, а у других он длится несколько минут. Признаки наступления агрессии всё те же: меняется мимика ,поза тела, тон, тембр, интонация голоса. Умение замечать эти изменения может пригодиться родителям для того, чтобы научить своего ребёнка выражать гнев в социально приемлемо, а не агрессивно - деструктивных формах.
Надо не ждать спонтанной реакции агрессии, а, заметив её приближение, направить в подготовленное русло.
Почему ребёнок становится агрессивным?
Агрессивный ребёнок, скорее всего, вырастет агрессивным взрослым. Это позволяет предположить, что уровень агрессивности представляет собой врождённую характеристику человека, которая, имея под собой благодатную социальную почву, становится устойчивой личностной чертой.
Чем старше ребёнок, тем большую роль в его поведении играет среда воспитания: эмоциональные отношения, которые существуют в семье, принятые формы поведения, реакция взрослых на различные действия ребёнка, принципы воспитания.
Практика показывает, что социальная среда больше воздействует на формирование агрессивности ребёнка, чем врождённая предрасположенность (возбудимость нервной системы).
Данное утверждение подтверждает следующий факт. Последние исследования в области изучения агрессивности человека показали, что на формирование данной черты влияет четыре момента:
- 1) негативизм матери (её отчуждённость от ребёнка, постоянная критика, равнодушие);
- 2) терпимость матери к проявлению агрессивности ребёнка по отношению к другим детям и взрослым (т.е. поощрение такого поведения);
- 3) суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);
- 4) индивидуальные особенности темперамента ребёнка (возбудимость и вспыльчивость)
Помните, что у агрессивных родителей, как правило, вырастают агрессивные дети.
ЧТОБЫ ВОСПИТЫВАТЬ ЖЕЛАЕМОЕ ПОВЕДЕНИЕ У СВОИХ ДЕТЕЙ, СЛЕДУЕТ РАЗОБРАТЬСЯ СО СВОИМ СОБСТВЕННЫМ.
На каждом возрастном этапе агрессия проявляется по - разному. Рассмотрим, выборочно, по некоторым возрастам.
Малышу исполнился год. До года ребёнок в основном занят освоением окружающего его мира: предметы, новые виды деятельности. Теперь его всё больше начинают интересовать люди (помимо знакомых, всё больше не знакомые). Как правило, в год ребёнок начинает ходить, возможности освоения мира увеличиваются, а вместе с ними увеличивается, а вместе с ними увеличиваются проблемы его родителей, остро встаёт вопрос дисциплины.
Годовалый ребёнок исследователь. Его привлекает всё, что встречается на пути. И если ему препятствовать в этом, он будет сердиться, вести себя агрессивно. Может стукнуть маму, если она запрещает что-то, может кусаться, упасть на пол и громко кричать. Может нарушать запрет и стремится к тому, что нельзя, при этом он, крича и вырываясь, если его пытаются остановить. Даже очень терпеливую мать это способно рассердить. А если мама сама очень эмоциональна, не сдержанна или просто устала, то она «срывается» и при значительно меньших проявлениях недовольства ребёнка. Мамы и папы сердятся на любознательного малыша, называют его « вредным», «злым», «настырным». Нередки случаи физического наказания, угроз.
Но, как ни странно, ругань, физическое наказание редко дают желаемый результат. Такой способ решения проблем не что иное, как проявление родительского бессилия: наказывая ребёнка ремнём, шлёпая до боли в руке, родители признаются, что не могут справиться с ситуацией, а дети это очень рано понимают. Почему такие наказания не эффективны? После вспышки злости и выхода её через наказание у родителей часто возникает чувство вины. И появляется вполне понятное желание как-то её загладить. Мать может стать снисходительной к непослушанию ребёнка в иной ситуации (или в похожей) или позволит наказать себя.
_Наказание ребёнком родителя может быть «явным» - ему позволят ударить маму игрушкой, или « неявным» - в следующий раз мама будет очень терпеливой к неприемлемому поведению ребёнка (бросание, трогание запрещённых вещей, капризы). Всё это создаёт непоследовательность воспитательных действий, и ребёнок не понимает, почему в одной и той же ситуации мама ведёт себя по- разному и от него требует разное. В результате малыш не усваивает правил, норм поведения. И в дальнейшем родителям (да и другим людям) будет с ним не легко, и самому ребёнку будет трудно уживаться с людьми.
Именно такие дети из-за внутренних противоречий, из-за неумения соблюдать правила, принятые в обществе, чаще склонны к агрессивному поведению, в том числе и с родителями. Кроме того, дети родителей, которые часто « срываются», перенимают агрессивные формы поведения, реагирования на ту или иную ситуацию. Помните, у агрессивных родителей вырастают, как правило, агрессивные дети.
Как научить ребёнка понимать слово «нельзя»
Первые правила входят в жизнь малыша со словом «нельзя. нельзя трогать, брать, делать. Эти «нельзя» могут меняться по мере взросления ребёнка. Например, нельзя трогать ножницы, провода. Но вот малыш подрос и уже знает, как пользоваться ножницами, что такое провода и зачем они нужны, соответственно и запреты относительно этих вещей либо снимаются, либо меняются, появляются новые.
Часто родители жалуются, что ребёнок не понимает слово «нельзя», и поэтому определённый этап детства малыша превращается в череду скандалов. Чтобы этот период в жизни семьи прошел относительно спокойно, рекомендуется соблюдать несколько правил.
- 1. Этих «нельзя» должно быть немного, пусть это будет 5 основных, из разряда того, что опасно для жизни и здоровья малыша.
- 2. эти «нельзя» должны выполняться всегда, независимо от настроения родителей.
Обучать ребёнка, как необходимо реагировать на ограничения, можно, например, так. Ребёнку нельзя подходить к газовой плите и трогать краники на ней. Как только малыш приближается к плите, мама должна взять его на руки и отнести от запретного, при этом посмотреть малышу в глаза и сказать строго «нельзя», показывая на плиту. Так может продолжаться некоторое время, пока ребёнок не научится реагировать только на слово и маме не нужно каждый раз срываться с места и оттаскивать его от плиты. Конечно, периодически могут быть проверки со стороны ребёнка, провокации, но это уже не будет требовать от родителей много сил и времени.
Чтобы научить годовалого малыша, верно реагировать на слово «нельзя», от родителей потребуется немного времени, терпения и согласованности (если мама запрещает а папа разрешает, то ничего не получится).
Зато в последующем у таких родителей будет намного меньше воспитательных проблем при введении новых правил по мере взросления малыша. И тогда меньше будет поводов для раздражения родителей и агрессии ребёнка. Естественно, что под «нельзя» попадает гораздо больше предметов и вещей, чем 5. Родители определяют основное, остальное либо нужно на время убрать из поля зрения ребёнка, либо сразу учить правильному отношению и использованию.
Конечно, бывают моменты, когда мама «взрывается», это естественно, мама не машина, которую можно запрограммировать. Что же делать в таких случаях? Лучший способ сказать ребёнку о своём состоянии. Например, так: «Я очень рассердилась, я устала, твоё (проговаривается поведение ребёнка) вызывает во мне (проговариваются чувства мамы), мне это (проговаривается отношение), я хочу, чтобы (проговаривается желаемые отношения, поведение).»
На первый взгляд это кажется сложным. Но родителей это не должно пугать. Нужно немного потренироваться, и вы почувствуете, насколько изменятся ваши отношения с малышом: не доводя дело до физического наказания и «обзывания», вы не будете мучиться чувством вины перед ребёнком за своё недостойное поведение, а, следовательно, не станет поводов для непоследовательного воспитания. Кроме того, вы демонстрируете ребёнку не агрессивное поведение, а способ выражения своего гнева в социально приемлемой форме, чему он у вас и будет учиться.
Высказывание чувств снимает эмоциональное напряжение мамы. Но бывают и такие ситуации, когда реакция мамы должна быть очень быстрой, и она не успевает собраться с мыслями, чтобы всё объяснить ребёнку. Например, вы моете пол и говорите малышу, что подходить и играть в грязной воде нельзя. Несколько раз вы оттаскиваете ребёнка от ведра воды, но вот слышите звук разливающейся воды, поворачиваете голову и видите, что малыш опрокидывает ведро на пол. В таких ситуациях вполне допустимо шлёпнуть его по попе (здесь речь идёт о единичном шлепке, а не об избиении ребёнка до боли в руке). Это и маме позволит «выпустить пар», и малышу будет понятна реакция на случившееся. Кроме того, этот способ будет более безопасен для обоих, чем, если мама будет сдерживаться из последних сил, стараться говорить спокойным голосом. У такой « правильной» мамы напряжение и раздражение обязательно накопится, и будет достаточно очень небольшого толчка (ребёнок запнулся, что-то уронил), чтобы весь сдерживаемый гнев обрушился на малыша. А он не готов к такой эмоциональной реакции, которая неравноценна совершенному ребёнком проступку. Такие реакции мамы более травматичны для формирующейся психики ребёнка и способствуют его деструктивному, агрессивному поведению.
Годовалый ребёнок - исследователь. У него два органа, с помощью которых он познаёт качества и свойства предметов: руки и язык. Именно пальчиками ребёнок узнаёт, что стол - гладкий, диван - шершавый, щёки мамы - нежные и гладкие, а папы - колючие. Это потом, когда ребёнок повзрослеет, ему достаточно будет посмотреть на предмет, чтобы понять, какой он.
МАЛЕНЬКОГО РЕБЁНКА ПО РУКАМ БИТЬ НЕЛЬЗЯ.
Что же происходит, когда родители бьют малыша по рукам? Они вносят разрушения в эмоционально - познавательный процесс ребёнка, нарушают основной в этом возрасте интерес исследования. Вполне естественно, что ребёнок злится, ведёт себя агрессивно. Постоянно повторяющиеся наказания могут, наконец, достичь своей цели: ребёнок перестанет трогать руками предметы, но нереализованный интерес и вызванная этим злость никуда не денутся. Если запретов слишком много и они жестоки, то гнев уйдёт внутрь и, будет разрушать ребёнку а, скажется на его психическом и физическом здоровье. Либо он проявится в других ситуациях, вроде бы не располагающих к агрессии: игра, отношения с родителями, другими взрослыми, детьми. Но самое страшное, чего могут добиться родители битьём детей по рукам, - они закрепят боязнь изучения нового, проявления инициативы. И тогда не надо жаловаться, что ребёнок не любознательный.
Что же делать родителям, если они хотят, чтобы дети не трогали их вещи? С вещами всё просто: убирайте их или помогайте ребёнку правильно и безопасно изучить их. Это потребует времени и терпения, но интерес малыша по мере удовлетворения переключится на что-то другое, а вам в последующем не потребуется усиленный контроль за тем, чему вы его сами обучили. А чтобы ребёнок вас не бил - не бейте его сами и учитесь объяснять ему, почему это делать нельзя. Не надо бояться, что дети маленькие и не поймут взрослых. Ждать, что они вырастут, и тогда им можно всё объяснить, - бесполезное занятие.
Игры и занятия с маленькими детьми для снятия агрессии
- 1. Сшейте или купите большую мягкую игрушку или просто цилиндрической формы подушку. Придумайте простое имя, удобное для произношения малышом (Бобо, Жу-жу).
Когда у малыша появится желание покусаться, потолкаться, стукнуть кого-либо игрушкой, лопаткой познакомьте его с этой игрушкой и объясните, что папу, маму (и прочих взрослых в доме) бить нельзя (сказать четко и строго) а вот есть Бобо (покажите игрушку), который всегда будет рад подраться. Научите ребёнка, как можно драться, кусаться с этим Бобо. Первое время следите, чтобы агрессия ребёнка сразу направлялась на игрушку, а не на людей.
- 2. Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной. Летом разрешите даже очень маленькому ребёнку повозиться в песке (сухом и мокром), в воде. В холодное время года это можно заменить купанием в ванне. Дети постарше (1,5-3) с удовольствием переливают воду из одной ёмкости в другую. Обеспечьте им условия для этого занятия.
- 3. Хорошо снимает напряжение лепка из пластилина. Начинайте обучать мять в кулачке пластилин, глину как можно раньше. Не бойтесь, что малыш испачкается или весь дом будет в пластилине. Просто будьте рядом и обучайте его с самого начала соблюдению определённых правил лепки (на картоне)
- 4. Подвижные игры. Учите ребёнка снимать напряжение через направленную игру: догонялки, прыгалки, зарядку. Дети с удовольствием играют в такие игры с взрослыми. Эти занятия снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции ребёнку.
- 5. Релаксация, расслабление. После снятия излишней напряженности (подвижная игра) положите ребёнка «поспать», «поплавать на надувном матрасе» - обеспечьте состояние покоя. Пусть это будет всего минутку.
- 6. можно чередовать движение и покой. Это научит ребёнка произвольно контролировать своё поведение, а значит, и эмоциональное состояние.
- 7. Массаж. Перед сном, после купания, делайте малышу лёгкий массаж спины, ножек, ручек, лица. Если на что-то ребёнок реагирует отрицательно, то не стоит настаивать, делайте то, что ему приятно, а, следовательно, позволит расслабиться. При этом рассказывайте о том, что вы делаете, тихим и спокойным голосом. Дети после двух лет с удовольствием соглашаются на игровой массаж.
- 8. Рисование красками, лучше пальцами. Хорошо снимает напряжение, создаёт положительный эмоциональный фон. Будьте готовы к тому, что одежду ребёнка придётся стирать. Лучше такие рисунки делать на большом листе бумаги или старых обоях.