"Развитие ребенка от трёх до четырёх лет"
Оглядываясь назад, мы, как правило, сталкиваемся с тем, что наши сознательные воспоминания начинаются где то на 4-м году жизни. Конечно, некоторые события и чувства запоминаются еще раньше, но именно с 4х лет мы в состоянии представить свою жизнь в какой-то последовательности.
Возможно, это связано с тем, что в возрасте 4-х лет у ребенка развивается ощущение самого себя и чувство независимости и самостоятельности.
Позади остался кризис 3-х лет, но с чем ребенок вышел из него? Что нового он приобрел? Ведь, чтобы приступить к освоению нового этапа жизни, необходимо усвоить задачи предыдущего, используя его накопленный потенциал и приобретенные навыки.
Сейчас ребенка уже не так беспокоит желание главенствовать и настаивать на своем. Вдруг, мама начинает замечать у него внезапно появившееся задумчивое выражение лица или мимолетную грусть. Как будто он уже нашел свое положение в семье и смирился с определенными правилами. Четырехлетка четко знает кто он и какого пола, как нужно относиться к окружающим его
людям и какие у них границы. Ребенок уже не станет отнимать игрушку у малыша и закатывать истерику в магазине, с ним стало легче договориться. Он также обладает способностью ставить определенную цель и использовать различные
задачи для ее выполнения.
Говоря о возрастных нормах, четырехлетние дети становятся все более ловкими и умелыми. К примеру, ребенок уже сможет бросать мяч через голову, спускаться вниз по лестнице, используя попеременно ту и другую ногу, прыгать на одной ноге и даже простоять на одной ноге в течение нескольких минут. Он также правильно держит ложку и карандаш пальцами, используя свою ведущую
руку. Малыш достаточно умело манипулирует предметами: собирает и строит из 9-ти кубиков, разбирает и складывает шестисоставную матрешку, опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб, складывает разрезную картинку
из 2-3-х частей.
Ребенок также конструирует из кубиков по подражанию, обводит по контурам, копирует простые фигуры на бумаге, да и сам начинает рисовать более понятные картинки, используя характерные детали.
Речь тоже развивается быстрыми темпами. Ребенок не только знает назначение основных предметов, но и начинает их сравнивать. Он определяет форму, вкус, цвет, использует прошедшее и настоящее время, считает до пяти. Заметно возрастает интерес к книжкам, сказкам и рассказам, достаточно легко запоминаются стишки, особенно вместе с яркими картинками. Все еще доминирует
наглядно образное мышление.
А что же представляется важным для самого малыша в 4 года? Что его беспокоит и интересует, заставляя порой переживать родителей?
1) Прежде всего, это отношения, которые складываются между ним и значимыми взрослыми - в первую очередь, конечно мамой и папой.
Ребенок начинает понимать, что мама, которая ухаживала за ним до сих пор (или, как он считает, принадлежала только ему), отныне занята не только им одним. Вокруг теснятся соперники: Может быть, для мамы важен не только я один, а еще папа или брат с сестрой? А что, если я не самый главный? К тому времени, когда девочке или мальчику исполняется четыре года, этот вопрос возникает неоднократно, ребенок задается им снова и снова, приходит к какому-то выводу и снова сомневается. Четырехлетний ребенок чрезвычайно увлечен отношениями взрослых к себе и другим, отсюда вытекают
все его типичные реакции и занятия в этом возрасте.
2) Четырехлетние дети заняты обдумыванием всевозможных связей. Например, как именно, мама и папа связаны между собой? Кем является папа для мамы и наоборот? Вместе с осознанием таких связей, к ребенку вдруг приходит понимание, что мама и папа могут действовать в паре и делать что-то без участия своего ребенка. Мысль о том, что родители дружны и действуют вместе,
наполняет ребенка ощущением счастья и гармонии. Но, временами, он чувствует себя брошенным, злится, ревнует или завидует. Дети в этом возрасте приходят к одному очень важному выводу - я не самый главный в мире, потому, что не все могу контролировать, ведь какие-то вещи происходят без меня и не со мной.
Например, родители не всегда понимают, почему ребенку не нравится, когда они находятся вместе, обнимаясь или держась за руки. Их четырехлетний малыш может попытаться оттолкнуть родителей друг от друга, заплакать или устроить истерику.
3) Бывает и так, что ребенок выходит из себя, если в доме гости, в том числе бабушки и дедушки, которые любят его и наедине с которыми он ведет себя спокойно и дружелюбно. Создается впечатление, что ему тяжело держать себя в руках, если вокруг него находится более двух человек. Родители не должны ругать ребенка за поведение, которое кажется им странным.
Нельзя также поддразнивать его, если ему не нравится, когда мама и папа обнимаются и целуются. Не стоит также всерьез воспринимать заявления вроде: "Я папу не люблю!" или "Бабушка плохая, пусть уходит!". Просто в данный момент проявляется неспособность ребенка строить отношения, в которых присутствуют больше двух человек. Все же, близкие люди часто теряются и не
знают, что на это можно ответить. В данный момент важно не отвечать ребенку моционально раздраженным и обиженным тоном, а помочь ему самому отделить свои чувства от тех, кому они адресованы. Можно спросить ребенка: «Ты сейчас сердишься, обижаешься или злишься?», после дать понять, что ему не о чем беспокоиться, он также важен для близких людей, хотя его слова и не очень
приятно слушать: «Мы все тебя любим и ценим - и мама и папа и бабушка, поэтому тебе незачем злиться».
4)Еще одна отличительная особенность четырехлетних детей, это чувства, которые они испытывают. Здесь можно сказать одно - его чувства, это гремучая смесь. Дело в том, что ребенку трудно соединить в сознании, что к одним и тем же людям можно испытывать и любовь и обиду и гнев. К примеру, с одной стороны, родители представляются сильными, добрыми, надежными людьми,
которые объединяются и дружат, чтобы сделать своего ребенка счастливым. В то же время, эти большие и вредные люди сговариваются и делают не так, как я хочу. Поэтому, основная задача данного возраста в том, чтобы в душе ребенка
могли ужиться два глубоко противоположных чувства.
5)Четырехлетние дети заняты обдумыванием всевозможных связей, поэтому это хороший возраст для расширения горизонтов его общения с миром. В детском саду ребенок все больше тянется к общению со сверстниками, заводит себе друзей по интересам. В этом возрасте ему необходимо усвоить соблюдение правил игры, для лучшего взаимодействия с детьми. Игры с правилами помогают детям играть вместе. Однако, задача взрослых, объяснить ребенку, что с правилами игра становится интереснее, не акцентируя внимание
на победе. Для распределения ролей между детьми, также необходимо вводить считалочки, либо соблюдать очередность.
В этом возрасте ребенок часто связывает выбор в игре с отношением к его личности. Часто дети не хотят играть роль волка или воспринимают проигрыш, как серьезную личную неудачу. Настольные или подвижные игры в кругу семьи могут помочь четырехлетке придерживаться правил, правда, если родители на личном примере покажут, что это всего лишь веселое и интересное время
провождение, а не стремление во что бы то ни стало победить.
6) Говоря о правилах, мы не должны забывать и о таких вещах, как распорядок и режим. Определенная последовательность в жизни, все так же нужна ребенку, потому, что создает для него ощущение безопасности и уверенности в дальнейшем. Это также формирует у ребенка определенные алгоритмы в деятельности, а также восприятие жизненных циклов: дни, недели, времена года, выходные, праздники. Всему должно быть свое время и место.
7) Ребенок начинает понимать такие понятия, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя. Все это необходимо поддерживать с помощью личных примеров или сказок и историй. Старайтесь допускать до восприятия ребенка добрые, справедливые, поучительные мультфильмы и уберегать от ненужной и лишней информации, помните, что все увиденное и услышанное в этом возрасте
обязательно формирует определенные связи и понятия в сознании ребенка.
8) С осторожностью относитесь к раннему обучению четырехлетних детей. Игра для них в этом возрасте гораздо полезней и привлекательней. В сознании ребенка этого возраста учеба и игра могут превратиться в противоположности. Если учение происходит не через игру, то скоро оно станет для ребенка чем- то нудным и утомительным, где он не будет ощущать себя на высоте, столкнувшись с неудачами.
Но вы вполне можете организовать ребенку интересные игровые занятия, обеспечить его яркими книжками, развивающими игрушками, интерес к которым будет увлекать, а успехи подкреплять дальнейшую деятельность.
Однако, нужно помнить, все это свойственно четырехлетнему ребенку только если, он достиг своего возрастного эмоционального развития. К сожалению, это бывает не всегда. Важно знать, что желание делать все по- своему, отсутствие норм и правил поведения, частые капризы и неспособность подождать определенное время - есть верные признаки застревания в более раннем периоде, что будет создавать трудности для дальнейшего развития ребенка, даже если он преуспевает в интеллектуальной сфере.