Этика психолога
Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования России (обязательство, профессиональный долг или профессиональное требование)
Последствия общения с психологом имеют большую личностную значимость будь то ребенок или взрослый.
Каким будет вмешательство психолога — развивающим или разрушающим личность клиента — зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности.
Проект этического кодекса был принят на Всероссийском съезде практических психологов образования 26-28 мая 2003 года.
Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога- психолога системы образования России.
Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.
Для решения возникающих этических проблем создается комиссия по Этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.
Но всегда ли Этический кодекс может выполнять все указанные функции? Разберем некоторые принципы.
ПРИНЦИП КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ
1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежитсознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи еетретьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование противинтересов клиентов.
2.Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.
3.Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологическихпроцедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным идобровольным.*
4.Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (длярешения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна бытьпредоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.
5.Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований ипубликации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личностиклиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих сданным клиентом.
6.На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).
7.Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.
К сожалению, принцип конфиденциальности часто не соблюдается практикующими психологами в полной мере. Разглашение информации порой и не несет в себе цели нанесения вреда клиенту, но, тем не менее, это происходит. Часто кажется, что если мы сообщим информацию об «интересном» случае своим друзьям или родственникам, то ничего плохого не произойдет, они ведь его и знать не знают и не встретят никогда ни его самого, ни его родственников. Но имеем ли мы на это право? Нет, не имеем. Таким образом, подрывается авторитет, не только нас как специалистов, но и психологии в целом. Клиент доверяет нам информацию о своей личной жизни, и мы не имеем права её разглашать кому бы то ни было, а тем более обсуждать это с не профессионалами в этой области. Есть и другой аспект этой проблемы, когда мы вынуждены сообщать информацию по запросу администрации. Психолог должен уметь преподносить это информацию таким образом, что не на нести вред клиенту. А каждый ли специалист об этом задумывается? У нас есть запрос, мы провели диагностику, сделали выводы и ответ на запрос готов, а на то чтоб обработать этот ответ, сделать его «безопасным» для клиента, времени нет, да и в администрации вроде бы нормальные взрослые люди, воспользуются информацией в нужном ракурсе. Но мы не можем гарантировать этот нужный ракурс, мы обязаны сделать так, чтоб информация была воспринята и использована на благо клиенту, а не абы как.
1.Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.
2.Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы склиентом.
У каждого практикующего психолога есть батарея тестов, которые он использует в своей работе для диагностики. Есть рекомендуемые и часто используемые методики, есть менее популярные. На данный момент все возможных тестов множество, психолог может выбрать себе практически любые и использовать их в своей работе, но может ли он отвечать за их качество, за их соответствие целям и задачам, поставленным в работе? Может ли грамотно психолог, особенно начинающий, определить границы своих возможностей? Работая в школе, нужно уметь использовать многие методики, и использовать их грамотно. Далеко не каждый психолог может признать, что он чего-то не умеет или не знает. Боязнь потерять свой авторитет в глазах администрации или показать свою несостоятельность в какой либо области, зачастую приводят к тому, что нарушается процедура диагностики, делаются ошибочные выводы. Все это неблагоприятно отражается на клиенте, именно его интересы при этом страдают в первую очередь.
1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность передклиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.
2. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.
3.Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.
4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказыванияна психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичныхвыступлениях.
5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непровереннойинформацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования икомпетентности.
( В случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологическихпроцедурах должны дать родители или лица, их заменяющие).
6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологическихпроцедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целейневозможны.
7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособнымлицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии;больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, которыйизвестен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного ииспользованного им вмешательства.
Психолог не должен всю ответственность брать на себя.
Его задача более сложная — постепенно сформировать чувство и готовность к ответственности у консультируемых клиентов. Сам же консультант отвечает за саму организацию такой помощи, но не за принимаемые решения — это право (и ответственность) принадлежит клиенту как субъекту самоопределения.
ПРИНЦИП БЛАГОПОЛУЧИЯ КЛИЕНТА
1. В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие иучитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».
2. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускатьдискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальномустатусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другимотличиям,
3 В профессиональной деятельности психолога образования приоритетнымиобъявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.
4 Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения кклиенту.
Относиться безоценочно к клиенту очень трудно, так или иначе у нас складывается свое мнение о нем, ещё до начала проведения каких либо мероприятий. Это может нанести вред клиенту. Опасность заключается в том, что составляя свое мнение о нем, давая ему оценку, мы заранее настраиваем себя на определенный тип реакции с его стороны, мы интерпретируем его поведение, высказывания через призму собственного мнения, благодаря чему информация искажается.
В конфликтных ситуациях психолог обязан руководствоваться интересами ребенка, но данная позиция может вступить в противоречие с позицией администрации учреждения. Далеко не каждому психологу «хватит духа» противоречить «начальству», а использовать юридическую базу умеют далеко не все, к тому же часто в конфликтных ситуациях, которые переходят на личностный план, юридическая база - не аргумент.
Кроме того, в своей работе практический психолог сталкивается с так называемыми этическими проблемами и «соблазнами»:
Известно, что у психолога имеется много возможностей сделать людей зависимыми от себя.
Плохо, когда власть над поступками и действиями других людей становится для кого-то самоцелью.
- Соблазн самокрасования на работе возникает тогда, когда психолог использует свою профессию скорее для демонстрации своих достоинств, чем для помощи обращающимся к нему людей.
Но, с другой стороны, вообще не производить никакого впечатления на клиента (не уметь нравиться ему) тоже нельзя. Проблема в том, чтобы в стремлении «Производить впечатление» найти такую меру, которая не превратила бы консультацию в театр одного актера и позволила бы максимально проявить себя и консультируемому клиенту.
- Соблазн следования «методическим модам» возникает тогда, когда в погоне за самыми последними новинками в практической психологии специалист тратит массу времени на ознакомительное знакомство с новыми методиками и по-настоящему не успевает освоить ни одну из них.
Но, с другой стороны, психологи, действительно, не должны отставать от последних новинок. Вероятно, здесь требуется определенная мера.
- Соблазн работать «вразнос» возникает тогда, когда психолог забывает о своем здоровье и об интересах своих родных и близких.
Например, психолог, чтобы не показаться «черствым», всем раздает свой телефон, постоянно, даже в праздничные дни, устраивает дополнительные встречи со своими клиентами, которым, быть может, действительно, больше не с кем общаться.
Нередко отсутствие элементарной психогигиены труда психолога-практика приводит его самого в психиатрическую больницу. Примечательно, что с синдромом «эмоционального сгорания» психолога одни авторы связывают его самозабвенность в работе, чрезмерное сочувствие, мягкость, другие авторы наоборот, с авторитаризмом и низким уровнем эмпатии.
Рассмотрев некоторые этические принципы и проблемы, с которыми сталкивается психолог, можно сделать вывод о том, чтовыполнение данных положений всецело ложиться на совесть психолога. Проверить, следует ли психолог данным принципам в работе или не следует очень сложно. Конечно, создается комиссия по регуляции соблюдения Этических норм, но не возможно проследить работу каждого психолога в каждом отдельном взятом учреждении. Многие клиенты, приходящие к психологу могут и не знать о своих правах (не каждый психолог в силу различных причин сообщает своим клиентам об их правах) и обязанностях самого психолога, некоторые не сообщают о нарушениях психологом этических норм.
Не прописана и мера «наказания» психолога за не соблюдением им Этических норм, не сказано является ли это «преступлением». Возможно, это является следствием того, что последствия нарушения кодекса различны, прогнозировать их заранее сложно, дифференцировать тоже. Однако может быть как раз вследствие того, что нет «меры наказания» за подобные нарушения, данный кодекс не имеет особой силы для психологов и воспринимается как некие предписания, образец как должно быть. И отношение соответствующее - ну подумаешь, отступил пару раз, ну и ладно, никто и не заметит. Тем не менее, нарушение Этического кодекса - это нарушение прав личности, ущемление прав личности, за которое специалист должен нести ответственность.