Откуда в нашем воображении берутся образы, которые нас возбуждают? Стоит ли бояться и стыдиться «неудобных» фантазий? Обязательно ли рассказывать о своих фантазиях партнеру? Сексолог отвечает на самые распространенные вопросы.
Подготовил Антон Солдатов
Сексуальность – самая таинственная и капризная сфера нашей жизни. Мы не всегда можем объяснить, что и почему доставляет нам удовольствие. Желание приходит и уходит в самый неподходящий момент, словно дразня наш разум: «Ах, ты считаешь, что ты тут главный? ну-ну. » В первую очередь все это касается эротических фантазий. Сексолог Аньес Мокар (Agnes Mocquard) объясняет по пунктам, из чего состоят наши фантазии и как с ними обращаться.
Что такое эротическая фантазия?
Это продукт нашего воображения, который вызывает у нас сексуальное возбуждение. Часто, говоря о фантазиях, имеют в виду эротические сцены, которые мы представляем себе на нашем ментальном «экране». Но фантазия также может быть идеей, чувством, впечатлением.
Сила эротических фантазий в том, что они глубоко укоренены в нашей психике. В форме фантазий дают о себе знать наши подсознательные желания, в той или иной мере искаженные защитными механизмами психики. Понять, что за желание лежат в основе фантазии, не так просто. Для этого обычно требуется серьезная психоаналитическая работа.
Эротические фантазии есть у всех?
Конечно. Даже если вам кажется, что это не так. Это примерно как со сновидениями. Мы видим сны каждую ночь, но не все из них мы осознаем и запоминаем. Поскольку у каждого из нас есть воображение, значит, есть и фантазии. У некоторых эти образы не связаны непосредственно со сценами секса, поэтому им кажется, что у них нет сексуальных фантазий вообще. Но это скорее означает, что их желание выражается через сюжеты, связанные с чувствами и отношениями.
Стоит ли рассказывать о своих фантазиях партнеру?
Некоторые думают так: «Если я не хочу говорить о своих фантазиях – значит, я недостаточно откровенен(на) с партнером». Эта мысль происходит из убеждения, что в отношениях нужно делиться друг с другом самым сокровенным – только в этом случае можно достичь гармонии и взаимопонимания.
Однако фантазии – это не совсем то же, что чувства. Они исходят из глубин нашего бессознательного, и мы сами не всегда способны истолковать их правильно. Если вы все же решите, что вам важно обсуждать с партнером эти темы, – например, чтобы быть ближе друг к другу, – примите для себя правило: не судить и не критиковать. В противном случае такой разговор может лишь осложнить взаимопонимание и принести обоим чувство стыда.
Стоит ли воплощать свои фантазии?
На этот вопрос нет универсального ответа. Каждый из нас отвечает на него в зависимости от того, что ему приятно и неприятно, что он знает о себе. В целом вариантов может быть несколько.
Стоит ли беспокоиться, если во время секса с партнером мы фантазируем о другом человеке?
Фантазия – это искаженное воплощение нашего желания, пришедшего из области бессознательного. Из-за этого искажения мы часто не можем понять, что она означает. Кроме того, одна и та же фантазия может иметь разный смысл в зависимости от человека. Если во время занятий сексом вы представляете себя в объятиях другого человека, это не обязательно означает, что вы хотите быть именно с этим человеком. Помните о том, что конкретные образы – это лишь облачение для более сложных порождений нашего бессознательного. Если фантазии о сексе с другим преследуют вас, попробуйте поговорить о них с терапевтом.
Некоторые фантазии могут идти вразрез с нашими убеждениям (например, об изнасиловании, подчинении или доминировании). Почему?
В Сети часто можно встретить подобные признания: «Иногда, особенно в период «сексуального голодания», меня преследуют мысли и дикое желание быть жестко изнасилованной и подчиненной мужчине» Женщине может казаться, что фантазии о подчинении не согласуются с ее стремлением к независимости и самоутверждению. Но правда в том, что мы не знаем себя настолько хорошо, как нам кажется. Помимо нашего сознательного «Я», которое состоит из убеждений и принципов, есть еще сфера бессознательного. Это место, где хранятся наши подавленные желания. Когда они проникают в сознание – например, в виде фантазий, – мы можем принять их за угрозу нашей внутренней целостности.
Но подавленные желания сами по себе не являются чем-то плохим. Их корни следует искать в наших детских переживаниях, которые формируют каркас нашей личности. Хотя наше Супер-Эго умеет держать бессознательные порывы под контролем, они находят лазейки – в частности, в виде сексуальных фантазий. Это лишь показывает, что барьер между нашим сознанием и бессознательным не является непроницаемым.
Что делать, если фантазия становится навязчивой? Воплотить ее? Или постараться не думать о ней?
Оскар Уайльд считал, что «единственный способ избавиться от искушения – это поддаться ему». В случае с сексуальными фантазиями этот способ может сработать, и навязчивое желание потеряет силу. Но помните: за одержимостью какой-то идеей может скрываться серьезная психологическая проблема. Разобравшись с ее единичным проявлением, вы лишь на время заглушите ее.
Если ваша фантазия заставляет вас страдать или мешает жить спокойно, нужно отнестись к этой проблеме серьезно. Важно обязательно изучить ее, понять ее глубинный смысл. Попробуйте проконсультироваться с психоаналитиком. Он поможет вам заглянуть в ваше бессознательное и понять, что оно пытается выразить с помощью этой фантазии.
Стоит ли пугаться странных и агрессивных фантазий?
Если в ваших фантазиях появляются садистские или педофильские образы, это не повод подозревать в себе скрытого маньяка и насильника. Стоит повторить это еще раз: фантазии возникают из глубинных желаний, томящихся в нашем бессознательном. Само бессознательное не оперирует такими понятиями, как закон, мораль и этика. Искаженный вид его «пленники» приобретают из-за того, что преодолевают сильное сопротивление психологических защит.
Как правило, такие фантазии возникают редко, и у нас не возникает мысли воплотить их в жизнь. Но если в ваших фантазиях часто присутствуют «запретные» темы, лучше проконсультироваться со психотерапевтом. Скорее всего, разгадка кроется в вашей жизненной и семейной истории, в неразрешенных внутренних конфликтах, загнанных глубоко внутрь.
Также об этом читайте интервью с гештальт-терапевтом Брижит Мартель «Без фантазий наше желание слабеет» в майском номере Psychologies.