Как заставить себя учиться?
В школе с этим проще — в той или иной степени присутствует контроль со стороны родителей и учителей. А вот в университете твои успехи и неудачи — твоя личная проблема. Поэтому студенты чаще школьников задаются этим невеселым вопросом: как заставить себя учиться?
Причин у нежелания учиться масса. Это могут быть легкомысленность, безответственность и отсутствие силы воли (как у попрыгуньи-стрекозы, которая «лето красное пропела», а потом за это поплатилась). Причиной может быть также нелюбимая специальность, на которую пошел под давлением родителей или потому, что альтернатив не было. А если специальность любимая, нежелание учиться могут вызывать общеобразовательные предметы, которые кажутся скучными и ненужными.
Итак, как заставить себя учиться, даже если не хочется? Первое, что нужно сделать, — это изменить постановку вопроса. Говоря «заставить», мы уже подразумеваем принуждения, а принуждению подсознательно хочется сопротивляться. Поэтому постарайтесь использовать более мягкие формулировки: «Как начать учиться?» или «Как наконец-то сесть за учебу?».
Начать нужно с мотивации, ведь отсутствие желания учиться — это, по сути, отсутствие мотивации. Мотивация может быть разной, нужно выбрать стимул, который подходит именно вам. На кого-то лучше влияет негативная мотивация («Если я не буду учиться, меня отчислят»), кому-то нужны более позитивные стимулы. Кого-то устроит долгосрочная позитивная перспектива («Если я хорошо сдам эту сессию, я с большей вероятностью получу красный диплом и устроюсь на хорошую работу»), а кому-то нужна более близкая, более «осязаемая».
Определив для себя мотивацию, принимайтесь за обустройство рабочего места. Учиться, лежа на диване с ноутбуком, возможно, и комфортно, но на рабочий лад это вас не настроит. Так что выделите себе место, где вы будете заниматься исключительно учебой. Важный момент! Компьютера там быть не должно, садиться за компьютер вы будете лишь тогда, когда он действительно нужен для учебы, в остальное время он может вас отвлекать. А чтобы место для учебы не вызывало отторжения, порадуйте себя забавными яркими канцтоварами.
Выделите в своем расписании четкое время для учебы и учитесь только в это время. Не забудьте чередовать учебу с отдыхом. Час поучились — пятнадцать минут расслабились. Постарайтесь свести к минимуму все отвлекающие моменты — отключите мобильный телефон и телевизор, попросите ваших домочадцев вас не отвлекать. А вот легкая фоновая музыка, наоборот, может помочь сосредоточиться.
А в процессе учебы старайтесь использовать нестандартные методы. которые вы сами находите увлекательными. Составляйте схемы, используйте метод ассоциативных карт (mind maps), разноцветные фломастеры и стикеры — в общем, пытайтесь сделать учебу настолько интересной, насколько можете.
Попробуйте использовать для лучшей мотивации метод кнута и пряника, точнее, вторую его часть — пряник. В течение всего процесса учебы делайте себе «призы». причем чем значительнее результат, тем весомее «приз». Выучили очередные 10 билетов — съешьте что-нибудь вкусненькое. Отучились день — позвольте себе понежится в ванной. Сдали экзамен — купите себе приятную мелочь. Сдали сессию — сходите с друзьями в ночной клуб. Но «призы» должны быть только за реальные достижения!
Часто основной проблемой становится не сама учеба. Вся сложность заключается в том, чтобы начать, а дальше дело идет как по маслу. И вы придумываете все новые и новые предлоги, чтобы не садиться за учебу, новые и новые более важные занятия. Имя этому — прокрастинация, и мы уже писали о том, как с ней бороться и научиться делать первый шаг. А еще один злейший враг студента — это лень. ее тоже нужно научиться преодолевать, иначе каждую сессию вы заново будете думать, как заставить себя учиться, но так ничего и не придумаете.
Наконец, есть еще один совет, который кажется самым очевидным, но очень немногие на самом деле ему следуют. Звучит он очень просто: «Учиться на протяжении всего семестра, а не откладывать все на потом ». Если распределить нагрузку равномерно, сессия не особо будет отличаться от обычных учебных дней. Конечно, придется пожертвовать парой вечеринок и посиделок с друзьями на каждой неделе, зато это сбережет вам нервы и здоровье. Но решать, разумеется, только вам. Удачной сессии!
Включайся в дискуссию
Поделиться с друзьями:
А я вот безвольный ***
Я даже не стал читать до конца, хотя уверен, статья то хорошая.
Господи, меня вот прямо сейчас отчислят, 9 необходимо сдать кучу всего, а я с нового года так и не начинал делать лабораторные, курсовой.
Лучше уж убейте меня кто нибудь, такие дела.
ВСЕМ кто думает о том, что будет потом!
Куда после обучения и для чего? Для чего самоизнурение плоскими текстами большая часть из которых не понадобится ни на одном предприятии?
Учит только жизнь - триединство сказанного, увиденного, прочуханного в действии, но не абстрактное мышление лысого дяденьки или пожилой тётеньки в очках или кого-то ни когда не использовавшего свои "знания" на практике, а относящегося к ним как к постулату данному свыше или как к к предмету заработка из-за имеющейся возможности такого заработка - папа или мапа в педсовете уч. заведения, например, или бывшие заслуженные деятели науки или даже на производстве.
Так или иначе, сейчас мало квалифицированных педагогов, чьи знания изначально базируются на жизненном опыте, зиждятся на предметной теме реальной деятельности где-либо - на производстве, театальной деятельности, деятельности в лечебном учреждении и т. п. Поэтому, вспомнив первый вопрос - "для чего" - мы должны понять и уяснить конечные цели нашего обучения и как они коррелируют с потребностями сегодняшнего дня.
И, если мы чувствуем, что обучение уже затянулось, не несёт морального и физического удовлетворения, и, уж тем более, если оно губит в нас уже имеющиеся знания и опыт и искажает интересы, то бишь, не свойственно нам, то мы должны всать перед серьёзным выбором и сделать шаг против кабалистическо-пофигистск ого настрояния окружающих за нас, обучающихся и нас самих, боящихся неизвестности которая несёт нам начало самостоятельной жизни.
Но, так или иначе, от самостоятельноси, от ответственности за принятие решений нам не уйти, потому что самостоятельность - это стратегия и тактика каждого нормального человека. И основной темой здесь становится момент перехода к самостоятельности: либо это тогда, когда мы ещё свежи и любознательны, либо тогда когда зачерствлены чуждыми нам стандартными постулатами и озадачены потёртостью штанов, квартплатой и отсутствием личной жизни. но с корочкой. ). и слабыми шансами! Делаем выбор.
Спасибо.
Соглашусь с тем, что причиной ненависти к учебе становится ненавистная, грубо говоря, специальность, на которую пришлось пойти из-за отсутствия других альтернатив. У меня ситуация сложилась немножко по-другому: я пошел на специализацию гис, потому что хотел уйти со специализации защита леса (я учусь в МГУЛ, на ФЛХ). Хотел пойти в урбанизарованную специализацию, но оказалось, что она переполнена. Осталось пойти именно на гисы. И я пожалел, что пришлось это сделать. Там очень трудно учиться! И поэтому ненавижу учёбу лютой ненавистью. И не советую поступать в МГУЛ на ФЛХ. Ни в коем случае.
Вот про красочные маркеры реально спасибо.