Занятие «Дикие животные нашего леса»
Наталья Маркина
Занятие «Дикие животные нашего леса»
Тема: «Дикие животные нашего леса»
Цель. Систематизировать и углублять представление о диких животных родного края.
1. Образовательные. Учить обобщать и систематизировать представления о диких животных, признаках, отличающие их от домашних. Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах лесных обитателей. Закрепление обобщающего понятия «дикие животные».
2. Развивающие. Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы, развивать доказательную речь, расширять знания детей о животном мире.
3. Воспитательные. Формирование интереса к природе, понимания поведения и повадок животных. Воспитания коммуникативных навыков, инициативности, навыков сотрудничества.
Методические приемы. Игровое упражнение «Собрались все дети в круг», погружение в тему занятия, отгадывание загадок, беседа с детьми, рассказы детей, просмотр слайдов на тему «Животные и их жилища». «Как кричат дикие животные? », физкультминутка, упражнения для глаз, пальчиковая гимнастика «У лисы в лесу глухом… », постановка проблемы и ее решения: «Надо ли оставлять дикое животное жить в домашних условиях? », игровое упражнение с Лесовиком, Дидактическая игра «Угостим лесных зверей» (рисование, рефлексия.
Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое.
Материалы и оборудование. Компьютер с мультимедийной презентацией, картинки с изображением диких животных (лиса, медведь, лось, кабан, белка, волк, еж, заяц, насекомых и птиц. Набор разноцветных фишек.
Дети стоят около воспитателя.
Воспитатель. Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.
Воспитатель. Ребята, давайте повторим наше правило:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре,
Смело четко говорим
И тихонечко сидим (дети садятся) .
Воспитатель. Ребята, все ли места на Земле обитаемы? А кем обитаемы? Почти везде: на суше, в океане, в атмосфере и даже в вечных снегах обитают живые существа.
А какие вам известны живые существа? А о каких животных мы будем сегодня говорить, вы узнаете, когда отгадаете загадки.
Отгадывание загадок про животных?
Просмотр слайдов на тему: «Животные и их жилища».
(Дети называют и просматривают слайды)
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. Медведь
Воспитатель. Рассмотрите медведя. Расскажите, какой он? Какие у него лапы?
Дети. Медведь большой, сильный, коричневый. У него длинные когти и сильные лапы.
Воспитатель. Правильно, это медведь. А как называют дом медведя?
Воспитатель. Хотите посмотреть, как зимует медведь в берлоге?
Посмотрите на экран.
(дети смотрят на слайд со спящим в берлоге медведем)
Воспитатель. Вот так медведь спит в своей берлоге.
Как вы думаете, ему тепло или холодно? Почему вы так думаете?
Дети. Мех теплый. Вход ветками завален. Снегом сверху замело.
Воспитатель. Всю зиму спит медведь в берлоге.
Только весной проснется.
Да. Медведь большой сладкоежка, очень любит мед. Пока мишка лакомится медом, мы познакомимся еще с одним жителем леса.
Воспитатель. Эту хитрую плутовку,
Знают здешние леса.
Кто наводит страх на зайцев?
Воспитатель. Молодцы. Рассмотрите лису. Расскажите, какая она? Какой у неё хвост?
Дети. Это лисичка, у лисы рыжая пушистая шубка, маленькие ушки и большой хвост. Лиса хитрая. Часто ее в сказках называют плутовка, что означает обманщица. Лиса не меняет своей шубки. Она и зимой и летом рыжего цвета.
Воспитатель. Под кусточком лисий дом.
Как называется дом лисички?
Посмотрите на экране – это лисья нора. Вход в нее узкий, длинный. А внутри нора просторная, удобная
Воспитатель. Зачем лисоньке такой пушистый хвост?
Дети. Следы заметать.
Воспитатель. Давайте, мы покажем, как лисичка ходит и следы заметает
(Дети имитируют походку лисы)
Воспитатель. Молодцы. Кто на ветке шишку грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по веткам ловко скачет
И в дупле орехи прячет? Белка
Воспитатель. Верно. Рассмотрите белку. Расскажите, какая она? Какие у неё ушки и хвост? Где живет белка? Как называется ее домик? (рассказы детей) .
Воспитатель. Почему белка так высоко дом свой делает?
Дети. Чтобы другие звери не достали
Воспитатель. Как белочка от мороза спасается?
Дети. Прячется в дупле и хвостиком вход закрывает.
Воспитатель. Посмотрите, какой у белки хвостик – большой, пушистый. Расскажите, о ней?
У бедняжки нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода кора. Заяц.
Воспитатель. У медведя есть берлога, у лисы – нора, у белки — дупло, а где же зайка живет? Какой у него домик?
Воспитатель. Давайте рассмотрим зайку. Расскажите, какой он? Какие у него ушки?
Дети. Заяц белый, пушистый. У него длинные уши. От врагов спасают его быстрые ноги. Нет у зайца дома, под кусточком поспал и убежал.
Воспитатель. Вспомните, какую шубу носит заяц зимой, и на какую меняет её весной?
Дети. Зимой у зайца белая шуба, а весной он меняет её на серую.
Заяц ускакал, пришел новый житель,
Дети. Ежик (просмотр слайда) .
Воспитатель. Расскажите, какой он?
Дети. Мордочка ежа вытянутая. Нос острый и постоянно влажный. Глаза круглые черные, уши маленькие, закругленные. На теле ежика находятся иголки. Растут иглы так же, как и волосы. На голове и брюхе растет густая жесткая шерсть. На лапах по пять пальцев, когти острые.
Воспитатель. У нас осталась еще одна картинка с животным.
На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. Волк
Воспитатель. Расскажите, какой он?
Дети. Волк сильный, смелый, умный. Всегда ходит в серой шубке. У волка длинный и протяжный вой.
Воспитатель. Посмотрите, у волка тоже есть дом, какой он? Его дом называется «логово».
Вы рассмотрели всех животных. Скажите, что у них общего?
Дети. У всех животных есть голова, морда, туловище, лапы или копыта, хвост. Тело животных покрыто шерстью.
Воспитатель. Тело всех ли животных покрыто шерстью?
Дети. У ежа иголки.
Воспитатель. Назовите всех животных, которых мы рассматривали и скажите, какие это животные?
Чем дикие животные отличаются от домашних?
Каких еще диких животных вы знаете, которые живут в наших лесах?
Дети. Дикие животные живут в лесу и сами себе ищут еду, жилище. А домашние живут рядом с человеком, который их кормит и ухаживает за ними.
Воспитатель. Какие изменения в жизни животных происходят весной?
Дети. Медведь просыпается и выходит из берлоги. Лиса чистит, ремонтирует старую нору или строит новую. Белка приводит в порядок гнездо или ищет новое дупло. Волчица ищет укромное место для своих детишек.
Воспитатель. А что эти животные делают летом?
Дети. Они радуются теплу, растят своих детенышей.
По тропинке мы пошли
Шишку нашли, подняли,
В корзину положили.
Дальше пошли, белке гриб нашли,
Подняли, белке бросили в дупло.
Опять пошли, заячьи следы нашли,
Вот мы шли, желуди нашли
Покормили кабана, дальше пошли.
Вот мы в детский сад пришли.
Дети сели на ковер.
Игровое упражнение с Лесовиком (чтение стихотворения) .
Воспитатель. Послушайте, какое стихотворение хочет рассказать вам старичок Лесовичок. Вы будете ему помогать.
Летним днем, простой тропой, Звери шли на водопой:
За мамой зайчихой прыгал… .
Воспитатель. За мамой волчицей топал…
Воспитатель. За мамой лисицей крался….
Воспитатель. За мамой медведицей шел …
Воспитатель. За мамой бельчихой скакал….
Воспитатель. За мамой ежихой плелся … .
Воспитатель. Кого вы сейчас называли?
Дети. Детенышей животных.
Проблемная ситуация. Ребята, я встретила своего знакомого охотника. Он мне рассказал, что вчера был на охоте и увидел на дороге слабого маленького серого волчонка. Взял его домой, лечил и кормил. И теперь, когда волчонок окреп, он мог бы его отнести в лес, но ему стало его жалко. Ведь он привык к нему и не хочет с ним расставаться. «Пусть поживет у меня дома» - сказал охотник.
- Ребята, что делать? Оставить волчонка или отпустить в лес?
Дети. Отпустить в лес. Оставить, он уже привык к нему. Волчонку будет плохо без мамы. Волчонок дикое животное и должен жить в лесу. Мы вернемся к этому вопросу в конце занятия.
«Просмотр слайдов на тему: «Как кричат дикие животные? ».
Воспитатель. В окружающем нас мире живут разнообразные животные. Они разные по величине, окраске, передвигаются разными способами: бегают, ползают, летают (показ картины с изображением зверей птиц и насекомых). На какие группы вы разделили бы этих животных?
Дети. Звери, птицы, насекомые.
(Работа с фишками) .
Воспитатель. Синими фишками закройте – птиц, зелеными фишками – зверей.
Кто остался незакрытым? (бабочка) К какой группе мы ее отнесем? (насекомые). Каких насекомых вы видели в нашем лесу? (ответы детей) .
Бабочка прилетела к нам. Поиграем с ней.
Упражнения для глаз.
Не поворачивая головы, проследите за полетом бабочки.
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу
Есть у каждого свой дом.
Всем тепло, уютно в нем.
Воспитатель. Мы сегодня много говорили, о каких животных? Ребята, что мы посоветуем охотнику? Оставить волчонка или отпустить на волю?
Воспитатель. Я считаю, что дикие животные обязательно должны находиться в той среде обитания, где они родились.
Нуждаются ли дикие животные в нашей помощи?
Дидактическая игра «Угостим лесных зверей»
Каждый из вас нарисует угощение для своего любимого животного.
Итог занятия. О ком мы сегодня говорили? Нужно ли бояться лесных животных? В чем их опасность и как от этого уберечь себя?
Публикации по теме:
Больше информации по теме: http://www.maam.ru