Профессиональное консультирование
Профессиональное консультирование охватывает широкий спектр проблем, касающихся вхождения и последующего взаимодействия человека с миром профессий. Профессиональное консультирование (professio – род занятий) представляет собой оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества. Консультант должен обладать как навыками изучения проблем клиента – изучение его интересов, склонностей, когнитивных и личностных особенностей, так знать социокультурную ситуацию, в рамках которой он оказывает помощь – знание мира профессий, требования, которые тот или иной вид деятельности предъявляет к человеку, состояние рынка труда, потребность в специалистах определенного вида и уровня. Задача профессионального консультирования, таким образом, заключается в том, чтобы помочь человеку сформулировать профессиональные цели, определить область возможных профессий, согласующихся с этими целями, и реализовать свой выбор в условиях реально сложившейся ситуации на рынке труда.
Профессиональное консультирование берет свое начало в конце XIX века в США. Основателем этого направления в консультировании считается Фрэнк Парсонс, который, будучи озабочен появлением на улицах большого числа не нашедших полезного занятия молодых людей, открыл в 1908 году в Бостоне «Бюро по бесплатной подаче советов по части выбора профессии». Он описал трехшаговый процесс, в ходе которого клиент узнает о себе и о профессиях и затем объединяет то и другое в процессе «принятия выверенного решения». Ф.Парсонс писал: «…профессиональная ориентация позволяет с помощью разумного совета, руководства и соответствующей подготовки… предотвратить трату человеческой энергии, которая есть результат следующих явлений: во-первых, легкомысленного отношения к карьере, во-вторых, недостаточной подготовки к жизни, в-третьих, полного незнания своего «Я», своих собственных сил, наклонностей, стремлений, интересов, недостатков, а также их причин, и наконец, недостаточного ознакомления с экономическим положением страны в целом и отдельных районов в частности».[11]
С 20-х годов XX века начинается активное развитие профориентационной деятельности как за рубежом, так и у нас в стране. В 70-80-е годы в нашей стране были организованы многочисленные профориентационные центры практически во всех регионах. В настоящее время работу по профессиональному консультированию в системе образования осуществляют школьные психологи, кроме того, работа в этом направлении ведется в Центрах занятости населения и кадровых агентствах.
Выделяют следующие виды профессиональной консультации:
- информационно-справочная – в ходе которой клиенту сообщаются сведения о требованиях при приеме на учебу или работу, об условиях и каналах трудоустройства, возможностях освоения различных профессий, сроках подготовки, системе оплаты труда, перспективах профессионального роста и т.д.;
- психодиагностическая – направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей клиента, определениях их соответствия требованиях профессии;
- формирующая. в ходе которой осуществляется коррекция выбора профессии в зависимости от индивидуальных особенностей клиента;
- медицинская. заключающаяся в оценке состояния здоровья и определения степени его соответствия требованиям профессии (или ограничений по состоянию здоровья при выборе той или иной профессии).
Профессиональная консультация может проводиться в форме групповой или индивидуальной работы. При групповой консультации проводятся информационные беседы в форме профессионального просвещения. Индивидуальная профконсультация предусматривает два уровня ее проведения: выявление основных мотивов выбора профессии, степени осознанности и ответственности клиента в выборе профессии. Выделяют следующие группы мотивов выбора профессии школьниками:
1) связанные с общественной значимостью профессии;
2) связанные с процессом и результатом деятельности, ее особенностями;
3) связанные со стремлением к самовыражению и самоутверждению: а)подражание идеалам; б) стремление быстрее утвердиться в жизни;
4) связанные с социальными установками (мода, новизна, семейные традиции, подражание друзьям);
5) связанные с удовлетворением материальных и духовных потребностей.
В профессиональном консультировании используются такие психодиагностические процедуры, как методы изучения профессиональных интересов и склонностей (опросник ДДО, тест Йовайши, тест Голланда и др.); методы изучения индивидуально-личностных особенностей (тест MMPI, тест Кеттелла, опросник Шмишека и др.); тесты на изучение способностей и определение уровня интеллекта.
Е.А. Климовым и С.А. Боровиковой проведена типизация и описаны наиболее встречающиеся варианты профконсультационных ситуаций :
1. Клиент хорошо ориентируется в мире профессий, выбрал одну их них в соответствии со своими интересам, склонностями и способностями, имеет представление о путях получения этой профессии, и обращается к консультанту с целью подтверждения правильности своего профессионального плана. В этом случае может быть достаточно одной беседы для обсуждения возможных затруднений и наметить запасные варианты. Однако за внешним благополучием ситуации могут скрываться сложные личные проблемы, для чего можно использовать биографический метод, а также батарею психодиагностических методик и только потом отработать окончательные рекомендации.
2. Клиент имеет несколько вариантов профессионального плана и испытывает трудности с выбором. В этой ситуации необходимо выяснить степень обоснованности его профессионального плана и мотивы выбора, уточнить область интересов, уровень притязаний, оценить степень общего развития и выраженности профессионально важных качеств, и после этого проводить коррекционную беседу.
3. «Конфликтная ситуация» - когда профессиональный план вызывает разногласие либо внутреннее (недооценка своих возможностей, завышенный уровень притязаний и др.), либо внешнее (с родителями, учителями). В этом случае, помимо диагностических процедур следует определить зону конфликта, а при внешнем конфликте провести беседу со сторонами конфликта.
4. Клиент не имеет профессионального плана, не уверен в себе, однако проявляет выраженную склонность к определенному виду деятельности. Следует выявить причины отсутствия плана, очертить круг профессий, соответствующих склонностям клиента и помочь в формировании обоснованного профессионального плана.
5. У клиента нет ни профессионального плана, ни выраженных склонностей к определенному виду деятельности. В таком случае следует провести полное психодиагностическое обследование. Направленное не только на выявление склонностей, но и с целью выявления возможных мобилизационных механизмов для формирования профессионального плана (самооценка, самопознание, волевые процессы, мотивация и т.д.).
6. Ситуация «самопознания» - профессия выбрана, а обращение к консультанту является целью лучше узнать себя.
Важным вопросом в профессиональном консультировании, помимо выбора профессиональной направленности, является консультирование по проблемам поиска работы и трудоустройства . Стратегии поиска работы классифицируют на формальные (объявления о вакансиях, службы занятости, кадровые агентства), неформальные (контакты с друзьями, родственниками, сослуживцами) и прямые обращения к работодателям (в фирмы, на предприятия, в организации). В консультировании по этим проблемам наиболее эффективными и распространенными являются поведенческие подходы, тренинги с моделированием ситуаций собеседования при приеме на работу с использованием видеозаписи для обратной связи, тренировка в написании резюме.
Большая часть профессионального консультирования осуществляется в рамках организации, т.е. когда личность является частью организации в рамках системы. Как правило, профессиональное консультирование в организации реализуется в рамках ее кадровой политики. Кадровая политика включает такие элементы, как анализ содержания труда персонала, планирование и прогнозирование потребностей в персонале, профориентация, подпор, адаптация, обучение и аттестация работников, социальная защита и поддержка работников и др. Как правило, кадровая политика реализуется в форме различных программ работы с персоналом. Такие программы разрабатываются как собственными специалистами, так и «внешними» консультантами. Одним из наиболее перспективных направлений в разработке программ работы с персоналом являются программы по развития персонала, которые, как правило, включают следующие виды работ.
Профессиональная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих профессиональных качеств, освоению элементов организационной культуры, принятию новой социальной роли и статуса. Следовательно, процесс адаптации имеет два аспекта: производственный – приспособление к собственно профессии, условиям труда, и социально-психологический – приспособление к коллективу, групповым номам и т.д. Роль консультанта заключается в активизации адаптационных механизмов клиента. Одним из основных путей приспособления человека к деятельности является выработка индивидуального стиля деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности представляет собой систему наиболее эффективных приемов и способов организации своей самостоятельной работы, некоторую устойчивую систему особенностей деятельности и индивидуально-личностных характеристик. Индивидуальный стиль деятельности во многом обусловлен типологическими характеристиками. По этому признаку различают два стиля деятельности: 1) стиль деятельности, связанный с тщательным планированием, который в большей степени присущ лицам со слабой нервной системой и инертностью; 2) стиль деятельности, при котором основное внимание уделяется непосредственному выполнению деятельности, и корректировка выполняется по ходу работы, такой слить в большей степени присущ лицам с сильной нервной системой и подвижностью нервных процессов. Аналогично в спорте различают атакующий стиль (сильная и подвижная нервная система) и защитный (слабая и инертная). Однако связь с типологическими свойствами не прямая, а чаще всего опосредованная, он может формироваться через способности, личностные свойства, подражание. Человек выбирает такой способ или прием деятельности, который позволяет ему максимально использовать свои возможности.
Не у всех людей сформирован индивидуальный стиль, особенно негативно это может сказаться на результатах деятельности, если человек старается подражать более успешным работникам, без учета своих особенностей. И задача консультанта в этом случае – помочь клиенту в выработке индивидуального стиля деятельности.
Важным видом профессионального консультирования является консультирование по вопросам карьеры . которое является непременным атрибутом консультирования в организации. Оно включает такие вопросы, как планирование карьеры, принятие карьерных решений, корректировка карьеры и эффективность трудовой деятельности. Эти вмешательства могут осуществляться в форме индивидуальной. Групповой (по специальным технологиям, таким как «Центр оценки») или цикличной (в рамках специальных программ) работы. Такого рода вмешательства в структурах муниципального управления строятся на интенсивном использовании методов профессиональной оценки, изучения профессионально важных качеств для различных видов деятельности, а также психодиагностических методиках, позволяющих информировать сотрудников о личностных качествах, необходимых для конкретной работы.
В процессе консультирования по вопросам карьеры решаются проблемы преодоления клиентом колебаний, нерешительности, определение типов карьеры, концептуализация вариантов карьерного роста, решение проблем, связанных с построением и корректировкой карьеры, а также психокоррекция индивидуально-личностных особенностей сотрудников, обеспечивающая повышение эффективности их деятельности.
Консультирование по вопросам карьеры
планирование карьеры - профконсультирование
принятие карьерных - преодоление колебаний,
решений нерешительности клиента
Больше информации по теме: http://studopedia.ru