Деревянная вагонка красивый, натуральный материал. Не удивительно, что так много пользователей во всем мире отдают ему предпочтение в качестве отделочного и облицовочного материала.
Экологичность и естественная красота древесины не только украшает помещение, но и создает в нем определенный микроклимат. А вагонка покрытая плотным покрытием (краской, лаком) позволяет создать любой декор.
Но, у дерева есть существенный минус, который влияет на эксплуатационные характеристики вагонки – она подвергается гниению, различным повреждениям, а также склонна темнеть.
Эта статья предназначена для тех, кто хочет защитить и одновременно сохранить вагонку в естественном виде. Рассмотрим пошагово, как и чем лучше покрыть (пропитать, обработать, покрасить) деревянную вагонку (евровагонку) .
Надо сказать, что метод «взять кисть, краску и покрасить» хорош, именно в силу своей простоты. Но долго ли прослужит окрашенная таким образом древесина? Не лучше ли выбрать более основательный и правильный подход?
Правильная покраска деревянной вагонки состоит из 4 этапов:
1 этап – подготовка вагонки к покраске
Для евровагонки, такой этап будет лишним, поскольку европейские производители руководствуются другим стандартом, который предусматривает обязательную первичную обработку древесину защитными составами.
Те же, кто купил стандартную вагонку отечественного производства или имеет дело с уже окрашенной поверхностью, нужно в первую очередь произвести первичную обработку панелей.
Подготовка новой вагонки
Подготовка новых ламелей включает в себя:
- сортировку. Известно, что допускается пересечение сортов до 10%. Т.е. в партии вагонки первого сорта может содержаться до 10% ламелей второго сорта. Чтобы не нарушить поверхность их нужно отсортировать;
- сушку. Приобретенные ламели должны быть сухими до начала монтажа;
- выдерживание в температурном режиме помещения. в котором планируется монтаж вагонки. Естественно топить сауну, чтобы доски «согрелись» смысла нет. Но вот пролежать в течении 2-3 дней в том помещении, где они будут устанавливаться доскам необходимо;
- удаление дефектов. К дефектам поверхности вагонки можно отнести сколы, шероховатости, появление синевы, белых пятен, мертвые (выпадающие) сучки. На части панелей дефекты можно не трогать. Это связано с тем, что в процессе работы нужна будет короткая вагонка. Например, для отделки под окном или над дверью. Однако, чтобы приступить к монтажу на открытой поверхности дощечки нужно очистить от дефектов посредством отбеливания (для этих целей рекомендуется использовать СенежНео или Иней). Удалить пятна жира можно с помощью обессмоливания – протирания 25% раствором ацетона. Шероховатости удаляются при помощи шкурки (наждачной бумаги) или металлической щетки.
Подготовка эксплуатируемой (старой) вагонки
Окрашивание старой деревянной вагонки К сожалению, окрашивание деревянной вагонки это не то действие, которое можно выполнить один раз на весь срок ее эксплуатации. Покраска вагонки - процесс, который нужно периодически повторять.
В том случае, если нужно покрасить предварительно окрашенные, вскрытые лаком поверхности, нужно также провести предварительную обработку панелей.
Когда нужно красить вагонку:
- отслоение нижнего слоя краски;
- потеря цвета ламелей;
- потеря блеска краски или лака;
- появление существенного дефекта, например, попадание жира, масла, растворителя, другого красителя, проявление грибков на поверхности вагонки;
- новый стиль, жажда перемен и мода. Например, существующий цвет вагонки не вписывается в обновленный интерьер дома и прочие факторы.
Как очистить вагонку от лака, краски и грязи
Снять старую краску или лак с вагонки можно двумя способами:
- Механический. В данном случае, существующее покрытие удаляется с помощью скребка, металлической щетки или строительного фена и шпателя. Чтобы полностью удалить краску нужно обработать доски раствором соды (на 1 л. воды - 100 гр. соды). Существенным недостатком метода является вероятность повреждения ламелей скребком. Совет: такой метод пригоден для очистки вагонки от масляной краски.
- Химический. Предполагает использование различных синтетических растворов и составов (смывок, размягчителей), которые способствуют отслаиванию краски от основания. Стоит отметить, что химический способ довольно агрессивный. Работать с растворами нужно в хорошо проветриваемом помещении с необходимыми средствами индивидуальной защиты. После снятия поверхностного слоя, ламели нужно промыть водой или потереть уайт-спиритом.
Совет: если планируется последующее покрытие древесины прозрачным лаком, то лучше отдать предпочтение механическому способу, поскольку смывки могут неравномерно выбелить вагонку.
Пользователи отмечают, что в том случае если старое покрытие крепко держится, достаточно только слегка ошкурить поверхность (придать ей матовость) и нанести новый слой. Если же, повреждения глубоки, но частичные (выпал сучек, след от удара, отслоение краски), место следует зашкурить более тщательно. При необходимости заделать глубокие дефекты шпатлевкой, нанести на это место слой краски, а затем уже окрашиваться всю поверхность, отделанную вагонкой, целиком.
2 этап – грунтовка вагонки
Наносят грунтовку кистью или распылителем.
Применение грунтовки перед покраской придает деревянной вагонке несколько неоспоримых преимуществ, а именно:
- улучшает адгезию, т.е. «сцепление» будущего поверхностного слоя краски/лака с древесиной;
- защищает дерево от разбухания;
- заполнят поры. Это позволяет нанести финишное покрытие более равномерно;
Совет: некоторые породы древесины (например, ель или отдельные виды сосны) способны выделять смолу довольно долгое время (до 10 лет). Чтобы избежать этого эффекта вагонку можно обработать специальной грунтовкой, которая закрывает поры древесины.
- позволяет снизить расход декоративного покрытия лака или краски.
Виды грунтовок для вагонки
Разновидности зависят от состава грунтовки:
- Акриловые грунтовки. Обеспечивают надежную защиту от всего кроме гниения и защиты от ржавчины. Более подходят для внутреннего использования.
- Алкидные грунтовки. Наиболее разнообразны и адаптированы для конкретной породы древесины. Подходят как для внутреннего, так и для внешнего применения.
- Полистирольные грунтовки. Пригодны только для наружных работ ввиду большой токсичности.
- Народные способы (грунтовки, сделанные своими руками):
- Грунтовка клеем ПВА. Популярный среди пользователей водный раствор клея ПВА вместо грунтовки (развести в пропорции 10 капель на 100 мл. воды). Раствор нужно наносить дважды, чтобы избежать появления незагрунтованных участков, которые проявятся только после полного высыхания. Среди недостатков метода: появление белесого налета на деревянной вагонке (на необработанной древесине белесость не видна, а вот на тонированной очень даже), частичное скрывание структуры древесины.
- Грунтовка желатином. Некоторые пользователи также рекомендуют использовать пищевой желатин в качестве грунтующего состава. Способ приготовления: желатин растворяют в холодной воде (1:2), потом нагревают на водяной бане пока гранулы полностью не растворятся. Охлаждают, чтобы смесь немного загустела и покрывают вагонку в 2-3 слоя.
- Олифа. Давно известное средство, но придающее дереву липучесть и меняющее его цвет.
Совет: грунтовка не должна образовывать пленку на поверхности древесины.
Среди современных химических средств, согласно отзывам, лучшие грунтовки для вагонки: Белинка (Belinka), Тиккурила (Tikkurila), Пинотекс, Лакра.
3 этап – защита древесины
Защитные средства для деревянной вагонки
Назначение защитных составов в том, чтобы защищать древесину от повреждений. Гниль, грибки, жучки, влага, ультрафиолет – все эти факторы не добавляют жизни древесине. А, следовательно, средства защиты необходимо применять всегда, независимо от того, будет ли подвергаться деревянная вагонка дальнейшему покрытию лаком или краской (декорированию).
Способы и средства защиты древесины:
- Антисептики. Химические составы, которые отличаются противогрибковым действием. Их назначение – защита вагонки от биологической активности различных жучков и грибков.
Совет. Обработка антисептиком должна выполняться перед сборкой (установкой, монтажом) вагонки. Это связано с тем, что пазы, гребни и обратная сторона деревянной вагонки также нуждается в обработке.
- Антипирены. Составы на основе водных растворов солей, которые призваны защитить дерево от возгорания. Следует отметить, что декоративные средства также должны повышать огнестойкость древесины.
Специфика защитных средств заключается в том, что они глубоко проникают внутрь структуры древесины, и при высыхании становятся незаметными. Нанесение защитных средств настолько важный этап в защите вагонки, что производители евровагонки наносят их еще на стадии подготовки к продаже. Наряду с показателем влажности и сортом вагонки, защита – это то, что отличает обычную вагонку от евровагонки.
Совет. Вагонку лучше грунтовать с двух сторон. Особое внимание нужно уделить торцам ламелей. Это связано с тем, что торцовая часть после монтажа не будет прокрашена.
4 этап – покрытие для вагонки (краска, лак)
Покрытие для вагонки К выбору декоративного финишного покрытия (краски/лака) нужно подойти ответственно.
Что предпочтительнее лак или краска для деревянной вагонки? А если краска, то какая краска для вагонки лучше?
Для начала нужно определиться с тем, где будут проводиться работы (внутри/снаружи), какой эффект должен быть достигнут, какое качество окрашиваемой поверхности, какие требования по срокам, стоимости и т.п.
Выбираем, чем покрыть вагонку – виды краски и лака для окрашивания и пропитки древесины
1. Краска (непрозрачная эмаль) для вагонки
Масляная краска
Масляная краска для вагонки Практика показала, что краска на масляной основе служит долго и надежно защищает дерево от влаги. Она быстро сохнет, медленно меняет цвет. Краска имеет специфический запах, который быстро выветривается. Обновить такое декоративное покрытие на вагонке не составит труда.
Масляная краска обновляется каждые 5-6 лет. Это необходимо для придания краске блеска и устранения микротрещин, через которые влага может повредить вагонку.
Совет. После высыхания поверхность вагонки, окрашенная масляной краской, станет немного светлее. Поэтому изначально стоит выбрать более темный оттенок.
Акриловая или акрилатная краска
Акриловая краска для вагонки Отличается отсутствие запахов, высокой скоростью высыхания. Применение этой краски не ограничивает время работы. Краска допускает нанесение при низкой температуре.
Поверхность вагонки, окрашенная акрилатной краской, долго не будет нуждаться в обновлении. Единственный недостаток краски – высокая цена.
2. Морилка (пропитка или декоративная лазурь)
Морилка для вагонки По сути это та же грунтовка, но только придающая древесине вагонки другой цвет или оттенок. Использование морилки для вагонки - это недорогой, но эффективный способ подчеркнуть структуру дерева.
Примечание. Морилка подходит для древесных поверхностей без дефектов.
3. Лак для вагонки
Относится к прозрачным покрытиям, что делает его незаменимым финишным покрытием, когда нужно сохранить естественную структуру дерева.
Акриловый аквалак для вагонки
Акриловый аквалак для вагонки Экологически чистый, быстросохнущий лак. Аквалак можно разбавлять водой. Применяется для окраски деревянной вагонки с наружной и внутренней сторон.
Совет: Аквалак подходит даже в том случае, если в доме проживает аллергик.
Алкидный лак для вагонки
Алкидный аквалак для вагонки Создает пленку на поверхности окрашиваемых панелей. Лак долго сохнет.
Применение алкидного лака оправдано в помещениях с высокой влажностью (кухня) или там, где повышенный износ вагонки (коридор).
Материал подготовлен для сайта www.moydomik.net
Совет: Абсолютной прочностью, устойчивостью к УФ-излучению является покрытие вагонки яхтным лаком (яхтенный).
4. Масло-воск (или восковые краски)
Масло-воск для вагонки Натуральное льняное масло-воск — это новинка на рынке покрытий для деревянной вагонки.
В процессе обработки вагонки воском, масло проникает глубоко в структуру дерева, а воск придает древесине красивый внешний вид.
5. Жидкая пластмасса
Жидкая пластмасса для вагонки Полностью лишает дерево его способности к микро-вентилированию, однако придает древесине футуристический вид. Чаще применяется для покрытия части поверхности вагонки, как декоративного элемента дизайна.
Советы по выбору финишного покрытия для деревянной вагонки
- цвет. Поскольку морилка или краска меняют цвет или оттенок вагонки нужно использовать это свойство. Так, например, светлые оттенки визуально увеличивают пространство. Использование разных цветов/оттенков позволяет зонировать помещение;
- состав. Приставка «био» после названия лака свидетельствует об отсутствии вредных веществ. Такой состав можно использовать для внутренних работ;
- производитель. Немало отечественных аналогов лака для вагонки или краски могут создать достойную конкуренцию иностранным товарам. При этом цена продукта будет более гуманной.
Как и чем покрасить вагонку в бане и парилке
Восковый составов Evrotex-Сауна для вагонки в бане Ввиду значительной температуры вагонку в бане лучше не окрашивать, а обработать защитными составами.
Отличным решением будет использование восковых составов, например, Evrotex-Сауна. Это покрытие пригодно для использования в условиях высокой температуры и циклического интенсивного увлажнения.
Совет. Наносить лак в сауне нужно только один раз. В предбаннике – можно сделать несколько слоев.
Как и чем покрасить вагонку на веранде
Веранда или терраса испытывают на себе наибольшее влияние атмосферных факторов, поэтому материал должен быть стойким. Сначала покрыть слоем грунтовки, а потом 2-3 слоя лака или краски.
Как и чем покрасить вагонку внутри/снаружи дома
Особых отличий в покраске дома снаружи или изнутри нет. Разница только в применяемых покрытиях. Лак/краска для внутренних работ должна соответствовать требованиям экологичности. Для проведения наружных работ более важно, чтобы покрытие выдерживало влагу, перепады температуры, воздействие УФ-лучей. Один и тот же вид краски можно использовать внутри здания и снаружи. Отличие – в количестве наносимых слоев.
Чем покрасить вагонку правильно - инструмент
Для окрашивания вагонки можно использовать:
- кисть. Удобны тем, что позволяют прокрасить дерево по углам и труднодоступных местах. Краска наносится кистью наиболее равномерно;
Совет. Чтобы нанести краску кистью равномерно и не допустить подтеков, нужно погружать кисть в краску наполовину.
- валик. Позволяют окрашивать быстро. Однако, чтобы получить равномерный слой нужно окрашивать несколько раз;
- пульверизатор. Дает возможность сделать работу максимально быстро. Но увеличивает расход краски;
- рукавица (цегейковая). Перчаткой удобно прокрашивать (пропитывать) места где вагонка стыкуется (обрамляет) с трубами;
- поролоновая губка.
Технология окрашивания деревянной вагонки
- перед покраской или нанесением лака/краски их нужно хорошо перемешать. Так они будут ложиться более равномерно;
- пробный выкрас позволит понять, как будет выглядеть окрашенная поверхность;
- краску лучше наносить в несколько тонких слоев. Так каждый слой будет быстрее сохнуть, а покрытие будет нанесено более равномерно;
- очередной слой краски/лака нужно наносить только после того как полностью высохнет первый;
- окрашивая краской вагонку нужно оставить зазоры величиной в 2-3 см. сверху и снизу панелей. Это позволит дереву дышать. А сами зазоры можно закрыть декоративным плинтусом;
- чтобы избежать получения различных оттенков древесины лучше производить окрашивание краской за один раз, материалом из одной партии;
- если есть необходимость прервать работу старайтесь сделать так, чтобы «шов», граница покрашенного и непокрашенного участка находилась не на видном месте;
Советы по хранению открытой банки краски.
Если работа прерывается надолго, то чтобы не допустить появления пленки на поверхности краски можно положить на поверхность картон, пропитанный олифой.
В том случае, если пленка появилась, то ее частички могут попасть на окрашиваемую поверхность. Лучше в этом случае, закрыть поверхность поролоном и макать кисть через него.
- более насыщенный цвет/оттенок можно получить, если нанести краску несколько раз (до 4-х). Дальнейшее увеличение числа слоев не будет иметь эффекта;
- не допускайте чрезмерно быстрого высыхания краски/лака. Это может привести к растрескиванию окрашенного слоя. Профессионалы не рекомендуют наносить краску/лак под воздействие прямых солнечных лучей.
Разобравшись с нюансами обработки, пропитки и окрашивания деревянной вагонки можно создать красивую поверхность, а главное обеспечить ее долгую эксплуатацию.
Похожие новости
Больше информации по теме: http://moydomik.net