Ревматоидный артрит
Ревматоидный артрит — самое частое воспалительная патология суставов у женщин и, следовательно, основная причина возникновения нетрудоспособности, которую потенциально можно предупредить. Многие клинические признаки и лечение ревматоидного артрита сходны с теми, которые наблюдаются при целом спектре воспалительных заболеваний суставов. Типичной клинической картиной ревматоидного артрита является симметричный, деформирующий полиартрит мелких, крупных суставов, часто сопровождающийся системными нарушениями и внесуставной патологией. Заболевание протекает, как правило, всю жизнь с периодами обострений, ремиссий и бывает крайне вариабельным по степени тяжести.
Ревматоидный артрит распространен повсеместно и наблюдается во всех этнических группах. Наименьшая частота возникновения ревматоидного артрита отмечается среди чернокожего населения африканских стран и в Китае, наибольшая — среди индейцев племени пима штата Аризона. У представителей европеоидной расы заболевание наблюдается в 1,0—1,5% случаев; соотношение женщин и мужчин 3:1. До достижения возраста 45 лет соотношение женщин и мужчин 6:1. Частота возникновения ревматоидного артрита увеличивается с возрастом, составляя 5 и 2% у женщин и мужчин старше 55 лет соответственно.
Причины ревматоидного артрита
Он есть аутоиммунным заболеванием. Конкордантность выше у монозиготных (12—15%), чем у гетерозиготных (3%) близнецов, и частота развития заболевания повышается у родственников первой линии. Примерно в 50% случаев роль генетических факторов в предрасположенности к заболеванию опосредована генами гистосовместимости. Вероятно, генетические Факторы влияют на предрасположенность и на тяжесть заболевания.
Женский пол является фактором риска, а риск развития заболевания повышается после родов и в период лактации. Не всегда обнаруживаются инфекционные возбудители и отсутствуют доказательства повышения заболеваемости у населения определенной местности. Курение является фактором риска ревматоидного артрита и появления ревматоидного фактора у лиц без ревматоидного артрита.
Симптомы ревматоидного артрита
Диагноз ревматоидного артрита может выть установлен только путем тщательного изучения анамнеза и физического обследования. Лабораторные тесты предоставляют ограниченный объем данных. Клиническим критерием есть персистирующий синовит. При персистировании симптомов в течение более 6 недель полезно убедиться в том, что самоограничивающийся или вирусный артрит не принят преждевременно за ревматоидный. Однако поскольку уже в раннем периоде ревматоидного артрита могут возникать необратимые изменения, диагностику и лечение откладывать не следует.
Заболевание начинается с последовательного возникновения симметричной артралгии и синовита суставов кистей рук, стоп и запястий. Такое постепенное начало традиционно рассматривалось как проявление неблагоприятного прогноза, возможно, вследствие задержки оказания медицинской помощи. В пожилом возрасте часто, но не всегда наблюдается внезапное, острое начало заболевания, порой в течение всего нескольких дней, с выраженной утренней скованностью, полиартритом и пастозностью. У некоторых пожилых пациентов наблюдается острая манифестация с начальными признаками полимиалгии с выраженной ригидностью проксимальных мышц и синовитом, который развивается только спустя несколько месяцев после отмены первоначальной терапии кортикостероидами. Иногда начало рецидивирующее, с повторными острыми эпизодами симметричной суставной боли и припухлости, которые продолжаются в течение всего нескольких часов, дней. Но какими бы ни были симптомы, у большинства пациентов наблюдаются утренняя скованность на фоне отсутствия двигательной активности и боль при нагрузке. Вовлечение синовиальных структур (теносиновиума, синовиальной сумки) наблюдается часто, но оно маловероятно при серонегативном спондилоартрите, места крепления сухожилий к костям не поражаются.
Поражение кисти является адекватным свидетельством общей активности заболевания. Типичными признаками являются симметричная припухлость пястно-фаланговых, проксимальных межфаланговых суставов. Считается, что в этих и других суставах процесс воспаления протекает активно, если они болезненны при надавливании и если в них возникает болевой синдром при совершении пассивных движений или внекостный выпот/припухлость. Эритема не является признаком ревматоидного артрита и, как правило, предполагает развитие инфекции. Специфические нарушения (обычно наблюдаемые при длительно текущем активном заболевании) со стороны кистей рук заключаются в деформациях пальцев в виде «лебединой шеи», петлевидных деформациях или в виде «пуговичной петли» и 2-образных деформациях первого пальца кисти. Часто наблюдается задний подвывих шиловидного отростка локтевой кости запястья, что может вести к разрыву четвертого и пятого сухожилий мышц-разгибателей. Могут возникать «щелкающие пальцы» в результате появления узлов в апоневрозе сухожилия мышцы-сгибателя.
В переднем отделе стопы задний подвывих плюснефаланговых суставов способствует формированию «выступающих вверх» деформаций пальцев ног, что приводит к болям при нагрузке на обнаженные головки плюсневых костей, развитию вторичного адвентициального бурсита и мозолей. В задней части стопы наиболее часто наблюдается кальканеовальгусная деформация (эверсия), свидетельствующая о поражении голеностопного и подтаранного суставов, что часто связано с утратой продольного свода стопы (плоскостопие) вследствие разрыва заднего сухожилия большеберцовой кости.
Подколенные кисты (кисты Бейкера), как правило, развиваются на фоне синовита колена, синовиальная жидкость сообщается с кистой, но отделена от сустава клапаноподобным механизмом. Разрыв кисты, часто вызываемый сгибанием колена, в условиях значительного выпота приводит к болям в голени и припухлости. Дифференциальный диагноз с тромбозом вен проводится, как правило, при наличии более ранних проблем с суставами, однако для точного диагноза необходимы допплеровское УЗИ или артрограмма, так как тромбоз глубоких вен и киста Бейкера могут наблюдаться и одновременно. Важно убедиться в дифференциальном диагнозе так как назначение антикоагуляционной терапии пациенту с кистой Бейкера может привести в дальнейшем к отеку ноги и синдрому сдавления.
Анорексия, снижение массы тела и утомляемость — общие симптомы ревматоидного артрита, которые могут возникать в ходе течения заболевания. Генерализованный остеопороз и потеря мышечной массы (саркопения) являются результатом системного воспаления. Внесуставные признаки чаще наблюдаются при длительно текущем серопозитивном эрозивном процессе, но иногда могут возникать и в начале заболевания, особенно у мужчин. Основные признаки являются следствием серозита, гранулемы/формирования узлов или васкулита.
Симптомы со стороны кожи
Подкожные ревматоидные узелки возникают преимущественно у серопозитивных пациентов, как правило, в местах сдавления или трения, таких как разгибательная поверхность предплечья, крестцовая область, ахиллово сухожилие и пальцы стопы. Они могут осложняться изъязвлениями и вторичным инфицированием. Системный ревматоидный васкулит, как правило, развивается у серопозитивных пациентов пожилого возраста в структуре системных симптомов и множественных внесуставных проявлений. Кожные признаки манифестации варьируют от относительно доброкачественно текущих инфарктов ногтевых валиков до обширных кожных язв, сопровождающихся некрозом кожи.
Симптомы со стороны глаз
Частым симптомом является сухость глаз (сухой кератоконъюнктивит) вследствие вторичного синдрома Шегрена. Болезненный эписклерит часто возникает на фоне серопозитивного ревматоидного артрита; может приводить к выраженному покраснению глаз, но сосуды конъюнктивы при этом не изменены. Синдром Шегрена не всегда сопровождается нарушениями зрения. Если необходимо лечение, то, как правило, оказываются эффективными кортикостероиды или системные НПВП.
Склерит является более серьезным состоянием и представляет потенциальную угрозу для зрения. Наряду с воспалительными изменениями в склере и сосудистой оболочке глазного яблока наблюдаются гиперемия и боли в глазах. Зрачок может быть несимметричным вследствие спаек (синехий), что приводит к вторичной глаукоме и нарушению зрения. Могут быть эффективными НПВП, во если ответ на лечение не получен, назначаются пероральные кортикостероиды.
Склеромаляция представляет собой безболезненное двустороннее истончение склеры, при котором пораженные участки приобретают голубой или серый цвет (цвет подлежащей сосудистой оболочки). Специфического лечения не требуется.
Редким, но разрушительным признаком является кератомаляция, которая, как правило, развивается при длительно текущем заболевании и сопровождается системным васкулитом. К клиническим признакам относятся боль, гиперемия, нечеткость зрения наряду с истончением роговицы. При отсутствии лечения прогрессирование часто приводит к перфорации. В большинстве случаев требуется лечение кортикостероидами и циклоспорином или циклофосфамидом.
Примерно у 30% пациентов с серопозитивным ревматоидным артритом развивается бессимптомный перикардит, редкими осложнениями которого есть выпот в перикарде и констриктивный перикардит. В некоторых случаях гранулематозные поражения приводят к сердечным блокадам, кардиомиопатии, окклюзии коронарных артерий или регургитации аорты. Васкулит артерий среднего калибра может приводить к окклюзии мезентериальных, почечных или коронарных артерий.
Невропатии вследствие ущемления являются следствием компрессии периферических нервов на фоне гипертрофии синовиальной оболочки или подвывихов суставов. Часто наблюдается компрессия срединного нерва в канале запястья, а двусторонняя компрессия может быть ранним клиническим признаком манифестации ревматоидного артрита. Другими частыми признаками являются компрессия локтевого нерва в области локтя, компрессия латеральною подколенного нерва головкой малоберцовой кости и синдром предплюсневого канала (ущемление заднего большеберцового нерва в удерживателе сгибателей), что приводит к ощущению жжения, покалывания и онемения в дистальном отделе стопы и пальцах ног.
Диффузная симметричная периферическая невропатия и множественный мононеврит могут возникать вследствие невропатии на фоне васкулита.
Компрессия шейного отдела спинного мозга может быть результатом подвывиха в атланто-аксиальном сочленении или на субаксиальном уровне. Подвывихи атланто-аксиального сочленения часто обнаруживаются при длительном ревматоидном артрите и являются следствием эрозии поперечной связки, окружающей задний отдел зубовидного отростка. При сгибании шеи это приводит к движению зубовидного отростка в заднем направлении, давлению на спинной мозг или к смерти от незначительной травмы или процедуры. Подвывих в атланто-аксиальном сочленении следует заподозрить у любого пациента, который предъявляет жалобы на боли в затылочной области, особенно если в руках наблюдаются симптомы парестезии или «электрошока». В противоположность этому манифестация может быть и незаметной, с незначительным нарушением функции, которое на начальном этапе можно объяснить активным заболеванием. На фоне значительного поражения суставов бывает трудно оценить сухожильные рефлексы и мышечную сил и поэтому наиболее важно определить чувствительность и моторную функцию верхних конечностей. Рентгенографию в боковой проекции следует делать в положении сгибания, разгибания, а степень компрессии устанавливается с помощью МРТ. Может потребоваться хирургическая стабилизация и фиксация, хотя, если у пациента уже развился тетрапарез, прогноз неблагоприятный.
Могут возникать микроцитарная железодефицитная анемия вследствие НПВП-индуцированного желудочно-кишечного кровотечения и нормохромная нормоцитарная анемия (с тромбоцитозом или без него) вследствие активно текущего заболевания. В последнем случае отмечается резистентность к препаратам железа, принимаемым внутрь. Синдром Фелти представляет собой сочетание спленомегалии и нейтропении при ревматоидном артрите и возникает меньше чем у 1 % пациентов. В лимфоузлах, в которые осуществляется дренаж из суставов с активным воспалительным процессом, наблюдается лимфаденопатия. Но при генерализованной лимфаденопатии следует выполнить биопсию, так как при длительно текущем ревматоидном артрите повышен риск развития лимфомы. Редким осложнением длительного, активно текущего заболевания является амилоидоз. который, как правило, манифестирует с нефротического синдрома.
Обследование
Диагноз должен устанавливаться на основании клинических критериев. При тяжелом заболевании ревматические пробы, как правило, повышены, но при изолированном синовите мелких суставов могут оставаться в пределах нормальных значений. Определение ревматоидного фактора отличается низкой специфичностью и чувствительностью. Типичными рентгенологическими признаками есть околосуставная остеопения и краевые непролиферативные эрозии. Хотя остеопения может развиться за полгода, эрозии редко выявляются на первом году заболевания. Поэтому не следует ждать появления рентгенологических изменений с целью установления диагноза.
Лечение ревматоидного артрита
Лечение базируется на таких принципах: физический покой, противовоспалительная терапия и пассивные упражнения. Госпитализация пациентов осуществляется с целью проведения многократных внутрисуставных инъекций, иммобилизации суставов, курсов физиотерапии и информационного образования пациента. В большинстве случаев обострения заболевания можно лечить вне стационара путем рационального применения либо внутримышечных, либо внутрисуставных инъекций кортикостероидов, а также пероральных анальгетиков и НПВП и назначением базисных противоревматических препаратов, модифицирующих течение заболевания. При этом необходима периодическая оценка активности заболевания, прогрессирования и нетрудоспособности. Для успешного лечения необходимы образование пациентов, консультирование и комплексный мультидисциплинарный подход.
В настоящее время основным современным лечением ревматоидного артрита есть раннее назначение базисных противоревматических препаратов модифицирующих течение заболевания либо как монотерапия, или в комбинации. Эти препараты не приводят к быстрым противовоспалительным или аналгезирующим эффектам, но уменьшают симптомы, ревматические пробы и замедляют течение заболевания по данным рентгенографии. Вероятно, они являются наиболее приемлемыми при назначении на ранней стадии, до развития необратимых изменений. Сейчас из базисных противоревматических препаратов, модифицирующих течение заболевания, препаратами первой линии есть метотрексат и сульфасалазин. Если на их фоне контроль заболевания невозможен или они не переносятся пациентом, следует применять другие базисные противоревматические препараты, модифицирующие течение заболевания (или ингибиторы ФНО-а), либо как монотерапию, или в комбинации. Назначение на ранней стадии преднизолона в фиксированной дозе 7,5мг/сут, дополнительно к НПВП и к базисным противоревматическим препаратам, модифицирующим течение заболевания, может в течение 2 лет приводить к замедлению прогрессирования заболевания (по рентгенологическим признакам). Может также потребоваться длительная симптоматическая терапия НПВП и анальгетиками.
Рентгенологически признаки поражения сустава могут быть отсрочены ранним назначением базисных противоревматических препаратов, модифицирующих течение заболевания. Метотрексат и сульфасалазин обладают самым благоприятным соотношением токсические эффекты/эффективность.
Если медикаментозные методы лечения оказались неэффективными, для купирования болей и предупреждения разрыва сухожилий может проводиться синовэктомия апоневрозов сухожилий запястья, пальцев кистей рук.
Контроль активности заболевания, эффективности лекарственных препаратов
- Боль (визуальная аналоговая шкала).
- Ранняя утренняя скованность (в минутах). Болезненность суставов (количество воспаленных суставов, артикулярный индекс).
- Ревматические пробы
- Контроль тяжести заболевания
- Рентгенологическое исследование. Оценка функции
- Безопасность лекарственных препаратов
- Анализ мочи.
- Биохимический, клинический анализ крови
Ревматоидный артрит у пожилых
Манифестация: может быть атипичной, например, при развитии на начальном этапе полимиалгии или синовита и выраженных периферических отеков .
Старение и сопутствующая патология (например, заболевания сердца, почек, желудочно-кишечного тракта): повышение риска НПВП-гастротоксичности. Сопутствующая патология также может усложнить общее лечение.
Остеопороз, индуцированный стероидами: в группе повышенного риска находятся пациенты старше 65 лет. Профилактику (бисфосфонатами) следует проводить тем больным, у которых терапия кортикостероидами продолжается в течение более 3 мес.
Терапия медленно действующими антиревматическими препаратами: возраст не является противопоказанием.
Прогрессирование и прогноз
В прошлом подходы к лечению основывались на том факте, что это доброкачественное, медленно прогрессирующее заболевание, которое часто отвечает на стандартную терапию. Это привело к консервативному подходу в терапии, который первоначально базировался на применении НПВП, но ставится под сомнение на основании следующих данных.
Показатели смертности при ревматоидном артрите увеличиваются, являясь максимально высокими у пациентов с наиболее тяжелыми Формами заболевания. Средняя продолжительность жизни при ревматоидном артрите снижается на 8—15 лет. Показатели 5-летнет выживаемости с тяжелыми формами заболевания составляют только 50%. Около 40% пациентов в течение 3 лет становятся нетрудоспособными. Примерно у 80% пациентов за 20 лет развивается нетрудоспособность средней или тяжелой степени и в 25% случаев требуется обширное эндопротезирование суставов.
Быстрее всего функциональная способность снижается в начале заболевания, поэтому важно как можно раньше добиться контроля над ним. Поражения суставов и эрозии развивается в раннем периоде, и функциональный статус пациентов уже через 1 год после начала ревматоидного артрита коррелирует с исходом заболевания в долгосрочной перспективе. Однако в момент установления диагноза невозможно точно прогнозировать исход заболевания, поэтому необходимы осторожность и тщательное наблюдение за всеми пациентами.
О неблагоприятном прогнозе свидетельствуют следующие факторы при манифестации заболевания:
- более выраженная нетрудоспособность в начале заболевания;
- женский пол;
- поражение плюснефаланговых суставов;
- положительный ревматоидный фактор;
- длительность заболевания более 3 мес.
Спасибо, что дочитали. Получите подарок !
Сообщения по теме:
Можно добавить второй базисный препарат-ЛЕФЛУНОМИД(фирм. назв. АРАВА, ЛЕФНО), в дозе 20мг в сутки, длительно. Системные ГКС не стоит давать в больших дозах, усилится остеопороз.Самое современное лечение РА-инфликсимаб(ремикейд).
Эффект пульс-терапии при РА кратковременный, на несколько дней. Возможно пероральное применение преднизолона в низких дозах (до 10, в крайнем случае до 20 мг\сут). Нужно постепенно увеличить дозу метотрексата до эффективной (20 — 25 мг в неделю), лучше вводить инъекционно. Циклофосфан применяют только при некоторых внесуставных осложнениях. При неэффективности адекватной дозы метотрексата к лечению добавляют биологические препараты, чаще ингибиторы ФНО. Добавление к метотрексату лефлюномида плохо переносится и не входит в стандарты лечения, могут быть проблемы.
А диагноз РА подтвержден? Какая активность заболевания? Обычно при ревматоидном артрите пульс терапию не проводят, а подбирают базисную терапию и дозу метипреда 10 — 15мг, учитывая активность заболевания. Метотрексат можно увеличить до 20 — 25мг в неделю, с учетом переносимости, можно добавить плаквенил 0,2, внутрисуставно дипроспан при необходимости. А при отсутствии эффекта добавить биологические препараты (энбрел и т д) после проведения диаскинтеста.
Добавить комментарий Отменить ответ
Больше информации по теме: http://surgeryzone.net