Эволюционная морфология
Исследование закономерностей исторического развития и методов эволюционной морфологии помогают решать ряд проблемных вопросов в биологии, основным из которых является происхождение и эволюция живых организмов. Сравнительный обзор систем и органов раскрывает конкретные направления эволюции органического мира и объясняет особенности формирования и строения человеческого тела, что позволяет осуществлять интегрирование биологии с анатомией, гистологией, педиатрией и другими медицинскими дисциплинами. Изучение индивидуального и исторического развития живых организмов позволяет понимать происхождение врожденных пороков у человека. Данные сравнительной анатомии выявляют филогенетические связи между различными группами организмов и основными направлениями эволюции, что является важным элементом в формировании диалектико-материалистического мировоззрения будущего специалиста.
Тема: индивидуальное и историческое развитие. Эволюция покровов тела, скелета у позвоночных животных.
1. Изучить основные закономерности исторического развития и соотношение онто- и филогенеза в развитии организмов.
2. Изучить эволюцию покровов тела и скелета на примере современных классов позвоночных.
3. Знать причины возникновения врожденных пороков развития кожи, скелета.
II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:
1. Знать основы эволюционного учения Ч. Дарвина.
2. Знать общие закономерности онтогенеза.
3. Владеть основами наследственности и изменчивости.
4. Знать учение о критических периодах и пороках развития.
III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
1. Историческое и индивидуальное развитие организмов.
2. Эволюционная морфология как предмет, ее задачи и методы.
3. Биогенетический закон Геккеля и Мюллера.
4. Понятие о филэмбриогенезах.
5. Филогенез покровов тела.
6. Общие закономерности эволюции скелета.
7. Онтофилогенетическая обусловленность пороков развития кожных покровов, скелета человека.
2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М. Высшая школа, 1997-2000. - Кн. 2. - С. 50–80; 92–109.
3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Богоявленский). - М. 1979. - С. 181-196.
4. Иванов В.П. Гребеник Л.А. Солодилова М.А. Падалка Л.А. Основы филогении животных. - Курск, 2001.
5. Иванов В.П. Солодилова М.А. Гребеник Л.А. Кириленко А.И. Трубникова Е.В. Васильева О.В. Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010.
V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Эволюционная морфология как наука, ее предмет и задачи.
2. Методы эволюционной морфологии. Метод тройного параллелизма Э. Геккеля - основной метод исследования филогенетических закономерностей.
3. Соотношение индивидуального и исторического в развитии. Сущность биогенетического закона Э. Геккеля и И. Мюллера.
4. Учение А.Н. Северцова о филэмбриогенезах.
5. Общие принципы формирования и преобразования органов и систем в процессе филогенеза.
6. Правила и способы эволюции организмов и систем органов.
7. Происхождение и развитие кожных покровов. Строение, функции кожи на примере современных классов типа хордовых.
8. Основные морфофизиологические преобразования осевого скелета позвоночных. Особенности строения осевого скелета человека.
9. Развитие скелета головы. Особенности эволюционных преобразований черепа у приматов.
10. Происхождение парных конечностей позвоночных животных.
11. Преобразование парных плавников в пятипалую конечность, ее эволюционные изменения, связанные с образом жизни и изменением условий окружающей среды.
12. Рука как орган трудовой деятельности человека: развитие функции свободной верхней конечности у приматов.
13. Врожденные пороки развития кожных покровов и скелета человека, их онто- и филогенетическая обусловленность: ихтиоз, аплазия кожи и ногтей. Гипоплазия потовых желез, элластоз, гипертрихоз, многососковость, врожденный сколиоз, мозговые и спиннмозговые грыжи, хвостатость, "лишние" ребра, плоскостопие, расщелины лица, гипоплазия костей и др.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ
Больше информации по теме: http://www.studfiles.ru